19 февраля 1954 года произошла передача Крыма из состава РСФСР в состав УССР, решениями президиумов союзных республик, что не входило в их полномочия. Уже тогда была нарушена процедура рассмотрения подобных вопросов. Я уж не говорю о том, что мнения крымчан никто не спрашивал. Но тогда в единой стране под названием СССР это прошло незамеченным, поскольку ни на что принципиально не влияло. Кто мог предвидеть, что будет через несколько десятков лет и как это ничем не примечательное событие отразилось на судьбе Крыма и его граждан?
20 января 1991 года был проведен общекрымский референдум о воссоздании автономии с формулировкой вопроса: Вы за воссоздание Крымской АССР как субъекта Союза и участника Союзного договора?. «За» высказалось 93% граждан Крыма. И опять мнение крымчан было проигнорировано!
4 сентября 1991 года в связи с провозглашением независимости Украины чрезвычайная сессия Верховного Совета Крыма приняла Декларацию о государственном суверенитете Республики Крым.
1 декабря 1991 года прошел общеукраинский референдум за независимость Украины, где только треть крымчан выступила «за». Однако при этом была нарушена статья Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом Союзной Республики из СССР», согласно которой в Крымской АССР должны были провести отдельный референдум по вопросу ее пребывания в составе СССР или в выходящей союзной республике.
С 1992 года права Автономии Крыма все более размываются, забалтываются, игнорируются.
Сегодняшние положения Конституции Крыма (основного Закона Республики) грубо попираются законодательством Украины. При принятии законов Украины, которые почему-то считаются выше норм Конституции Крыма (хотя она тоже утверждена Законом Украины) про Автономную Республику Крым очень часто просто забывают и даже подзаконные акты министерств и ведомств грубо попирают крымскую нормативно-правовую базу, права автономии, права наших граждан.
Почти два года назад была создана Конституционная ассамблея для наработки новой редакции Конституции Украины во главе с Кравчуком и Ставнийчук. Верховный Совет Крыма во главе с председателем Константиновым и членами Президиума активно сотрудничал, участвовал в заседаниях ассамблеи, давал свои предложения. И если на уровне специалистов – юристов, правоведов мы были услышаны и находили взаимопонимание по вопросам о месте и роли Крыма и его автономным полномочиям, то на уровне политиков и чиновников кравчуков, ставнийчуков и др. нас в упор не видят и не слышат.
Что говорить — в состав Конституционной ассамблеи после наших неоднократных просьб так и не был включен председатель Верховного Совета Крыма, чтобы представлять интересы автономии! Все это говорит о том, что за нас и без нас, крымчан, никто наши интересы и полномочия отстаивать не будет.
Две недели назад, выступая на Президиуме Верховного Совета Крыма, я предложил включить в повестку дня следующие вопросы (специально для СБУ цитирую дословно): «1. О создании рабочей группы по изменениям и дополнениям в Конституцию Автономной Республики Крым и Конституцию Украины и о проведении общекрымского опроса общественного мнения по вопросу о статусе Крыма; 2. Принять обращение к Президенту и Законодательному собранию Российской Федерации выступить гарантом незыблемости статуса автономии Крыма, а так же защиты прав и свобод граждан».
И что же криминального в моих словах? Но на основании обращения нардепа Украины Ивана Стойко было открыто уголовное производство по факту уголовного преступления по статье, говорящей о приготовлении к посягательству на территориальную целостность и неприкосновенность Украины! Это из разряда в «огороде бузина, а Киеве — дядько!»
Я хочу, чтобы все национал-радикалы и их «национально свідомі» приспешники поняли, что, если мы говорим о статусе Крыма – мы говорим о своих реальных, а не декларативных правах. Если мы вспоминаем о России – то мы вспоминаем о ней как гаранте суверенной целостности Украины (в 1994 году при отказе Украины от ядерного оружия такими гарантами стали Россия, США, Великобритания).
А мы обращаемся к России, чтобы она наравне с лезущими сюда еврокомиссарами и советниками США выступила посредником между властью и оппозицией. И я прошу не путать вопрос о статусе Крыма с правом на самоопределение. Это может случиться, если в стране произойдет конституционный переворот. И мы этим правом не побоимся воспользоваться, защищая права наших избирателей-граждан Крыма.
Примитивная галицко-фашистская идея «Украина для украинцев» могла созреть только там. Будучи откровенными фашистами, они любят, когда их так называют, хотя не стесняются тянуть ручонки вверх в нацистском приветствии. Это они называют всем мерзкие по своему происхождению слова «Слава Украине — героям слава». Они молчат о том, что это приветствие родилось в бандеровских диверсионных лагерях на территории Германии по аналогии с нацистским приветствием «Хайль Гитлер – Зиг хайль» со вскидыванием руки с раскрытой ладонью. Руку они теперь сжимают в кулак, но нацистское приветствие дожило до наших дней, и они свято чтят гитлеровские традиции.
Фашисты и их приспешники — УПА, СС, «Галичина», «Нахтигаль» проиграли войну Советскому Союзу. Сегодня Россия не дает никому забыть и извратить нашу общую героическую историческую правду — но неофашисты из Галичины с первого дня независимости Украины хотят извратить нашу историю и сделать героями преступников Бандеру, Шухевича и им подобных. Именно поэтому слово «Россия» вызывает у них пену на губах и умопомрачение.
Теперь о Крыме. Что получила Автономная Республика Крым за двадцать с лишним лет независимости? Улучшилась инфраструктура, новые производства, появились хорошие берегоукрепительные сооружения, мы увидели приток инвестиций от государства? Нет! Мы под восторженные слова о Крыме получили передел собственности и земли, коррупцию, кадровую вертикаль «пришлых», а в итоге — разбазаривание и нищету. А теперь из нас хотят сделать Иванов, родства не помнящих.
Что делать в этой ситуации?
Верховный Совет Крыма должен проявить политическую волю. Мы должны набраться решительности и принять решения по следующим вопросам:
— поручить рабочей группе Верховного Совета Крыма разработать проект новой редакции главы X Конституции Украины, которая называется «Автономная Республика Крым»;
— включить в субъекты права законодательной инициативы Верховный Совет Крыма;
— по всему тексту Конституции Украины вместо слов «украинский народ» написать «народ Украины»;
— исходя из предлагаемых изменений в Конституцию Украины разработать проект новой редакции Конституции Автономной Республики Крым;
— вынести данный проект на широкое публичное обсуждение через СМИ;
— провести общекрымский опрос общественного мнения (плебисцит) по утверждению проекта новой редакции Конституции Автономной Республики Крым;
— потребовать от президента и председателя Верховного Совета Украины включить в состав Конституционной ассамблеи и рабочие группы по подготовке новой Конституции Украины председателя Верховного Совета Крыма как представителя от Крымской автономии;
— потребовать от президента и Верховного Совета Украины проведения общеукраинского референдума по вопросам внешнеполитического курса страны.
Неофашисты, национал-радикалы и их пособники пугают нас уголовными делами даже за саму мысль о праве людей на собственное мнение.
Хватит холуйствовать и раболепствовать перед центром! Мы отвечаем перед своими избирателями-крымчанами.
Мы, крымчане, отстаивая и настаивая на наших полномочиях, должны четко дать понять всем: мы не позволим за нас решать, как нам, людям разных национальностей и конфессий, жить вместе на нашей крымской земле. Мы, крымчане, сами решим, как жить дальше.
Источник: http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=11523
Дата публикации на источнике: 19.02.2014.
Автор: В.Клычников
Сегодня Русский народ Крыма, которому на Украине отказывают в его законном имени и чаще называют русскоязычным населением или россиянами, отмечает черную дату советской и русской истории – 60-летие передачи Крыма из состава РСФСР в состав УССР. Не буду сейчас вспоминать все правовые аспекты этого исторического события, но русские люди хорошо знают, что в 1954 году их просто подарили вместе с территорией проживания братской на тот момент союзной республике Украина, а в 1991 году забыли вернуть в состав нового Российского государства, оставив за границей своей исторической Родины.
Как только русские политики Крыма начинают говорить об этом болезненном вопросе, сразу жеиз официального Киева начинают наклеивать ярлыки «сепаратистов» и «русских шовинистов», упрекают в том, что мы, дескать, не являемся «патриотами Украины» и постоянно угрожают уголовными санкциями.
Если официальные власти Украины все 22 года независимости так переживают за статус Крыма, то возникает вопрос: а что они сделали для того, чтобы вести себя по отношению к Крыму как к полноценному многонациональному региону страны? Почему все эти годы права Крымской автономии на культурно-национальное и региональное самоуправление игнорировались и дискриминировались центральной властью? Почему, даже утвердив собственную Конституцию, Крым зачастую имеет прав меньше, чем обычные области Украины? Почему украинская власть многие годы действовала по принципу «все, что плохо для Крыма и крымчан, то хорошо для Украины в целом»?
Неужели пример Грузии по отношению к Южной Осетии и Абхазии не является для Украины поучительным? Неужели нельзя набраться здравого смысла и не разыгрывать «крымскую карту» в ущерб Русскому народу Крыма, украино-российским отношениям, да и в ущерб самой Украине?
Ответы на эти вопросы искать самостоятельно достаточно сложно, поэтому здесь не обойтись безмежрегионального сотрудничества южных и восточных областей Украины, которые сегодня тоже думают о своем будущем и о расширении своих региональных прав. Это представляется особенно важно сегодня, в период острого политического кризиса, который охватил центральные и западные области Украины. Поиски выхода из кризиса, защита региональных интересов, конституционная реформа, все это не может не затрагивать Автономную Республику Крым. Мы не можем оставаться в стороне от конституционной реформы и вправе требовать полноправного участия в этих процессах.
Будущий раздел Конституции Украины «Автономная Республика Крым» должен быть наполненреальным правовым содержанием. Безо всякого сомнения крымская автономия должна получить право законодательной инициативы в украинском парламенте, хотя бы в той части, которая касается полномочий Крыма. Нормы украинских законов должны согласовываться с крымской Конституцией, чтобы злополучная поправка депутата Зайца не перечеркивала Основной закон нашей автономии. В Конституции Украины и крымской Конституции должны быть четко закреплены принципы децентрализации бюджетной системы и прописаны правовые отношения и полномочия между государственной властью и местным самоуправлением в сфере справедливого распределения финансов.
Поскольку Крымская автономия является многонациональным регионом, то в Конституции должны быть закреплены права основных национальных групп и этносов.
Представители украинской нации имеют в автономии защиту своих прав, записанных в Конституции и в большинстве действующих законов Украины. Представители крымских татардобиваются защиты своих прав в отдельном законе Украины и просят международное сообщество признать их «коренным народом», чтобы получить от государства определенные квоты и привилегии. Думаю, что о правах и интересах этих национальных групп скажут их представители – крымские депутаты.
Я хочу сказать о правах и интересах Русского народа Крыма. Зачастую их обозначают одним требованием – признать русский язык государственным или региональным. Если мы подойдем к созданию Комиссии по реформированию Конституции АРК, очень бы хотел, чтобы в нее вошли представители русских национальных организаций.
Позвольте обозначить основные права, которых добивается Русский народ Крыма, и которые необходимо закрепить в Конституции автономии:
1. Граждане, идентифицирующие свою национальную принадлежность как русские, должны получить правовой статус Русского народа и Русской Нации. Им должно быть предоставлено право добровольной записи своей национальности в гражданский паспорт, свидетельство о рождении ребенка и другие документы, удостоверяющие личность.
2. Необходимо признать и закрепить право граждан русской национальности на родной русский язык в качестве официального и языка межнационального общения, а также его использование наравне с украинским языком во всех сферах государственной и общественной жизни Автономной Республики Крым.
3. Должно быть признано право граждан русской национальности на написание имен и фамилий в официальных документах, как это принято и звучит на их родном русском языке.
4. Русскому народу Крыма должна быть гарантирована возможность беспрепятственно выражать, сохранять и развивать свою национально-этническую, языковую, культурную и религиозную самобытность.
5. Должно быть признано право граждан русской национальности, проживающих на территории Автономной Республики Крым, иметь представительный орган этнического самоуправления – Русскую Думу Крыма, пусть даже в форме объединения граждан, для защиты правовым путем национально-культурных прав и этнических интересов Русского народа Крыма;
6. В Конституции автономии должны быть запрещены все проявления русофобии, расизма, национальной нетерпимости и ксенофобии, вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности.
Обеспечение этих прав основано на Всеобщей Декларации прав человека, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейской Хартии о региональных языках и языках меньшинств, которые являются частью украинского законодательства и где закреплены основополагающие права каждого русского человека – гражданина Украины.
Источник: http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=11525
Дата публикации на источнике: 19.02.2014.
Автор: С.Шувайников
Мир выиграть нельзя, выиграть можно только войну, а в гражданском противостоянии победителей не может быть в принципе.
В наш общий дом пришла большая беда. Об опасности кровавого конфликта лидеров оппозиции неоднократно предупреждали все ответственные политики. Президент Украины Виктор Янукович призывал и призывает к мирному диалогу и цивилизованному поиску путей выхода из кризиса. Но этот призыв не был услышан, и пролилась кровь.
Лидеры оппозиции должны понимать, что призывая людей к оружию, они отвечают за человеческие жизни. Кровь и гибель людей на их совести.
Сейчас мы должны сделать все возможное, чтобы остановить братоубийственное противостояние в нашей стране.
Я обращаюсь ко всем политическим силам Крыма с призывом объединиться, забыв политические разногласия ради мира и стабильности. Помните, что сегодня как никогда необходимо взаимопонимание и высокое чувство ответственности.
В ряде областей Украины опять громят и захватывают административные здания. Такие действия ведут исключительно к обострению конфликта и к хаосу.
Сегодня, 19 февраля, в день 60-летия присоединения Крыма к Украине мы, крымчане, говорим о том, что за эти годы научились любить и уважать государство, в котором живем. Мы призываем все регионы Украины поступить также ради сохранения мира и согласия в нашей стране.
Наш долг сделать все, чтобы Украина пережила это тяжелое испытание и вышла из него более сильной.
Источник: http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=11520
Дата публикации на источнике: 19.02.2014
События последних дней еще раз убеждают в правильности обсуждения данного вопроса и принципиальном отстаивании позиции крымского парламента добиться реальных конституционных полномочий для автономии.
В действующей Конституции Украины были заложены правовые, организационные, экономические основы функционирования автономии. Однако, конституционно-правовая и законодательная регламентация статуса Автономной Республики Крым и ее органов власти является нечеткой и пока незавершенной. Неопределенность правовой природы автономии и ее органов усложняет определение места органов власти Автономной Республики Крым в общей системно-структурной организации власти в государстве, размежевание полномочий и подведомственности на территории автономии, введение эффективного механизма взаимодействия органов власти Автономной Республики Крым с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Реализация принятых государственно-правовых решений обнаружила проблемы и декларативность отдельных конституционных положений, отсутствие системного подхода к формированию организационной системы публичной власти в автономии. На сегодняшний день не состоялось формирование полноценной и эффективной материально-финансовой основы функционирования Автономной Республики Крым.
Эти и другие проблемы ставят задачу усиления гарантий экономической самостоятельности и надлежащего бюджетно-финансового обеспечения функционирования Автономной Республики Крым и создания надлежащих правовых и конституциональных, организационных, материально-финансовых и других принципов, необходимых для повышения эффективности функционирования автономии, обеспечения комплексного и стабильного развития региона.
Внесение изменений в Конституцию Украины могут дать для автономии реальные результаты, в частности:
— обновление конституционно-правового регулирования статуса Автономной Республики Крым на принципах современного конституционализма, международно — правовых стандартов;
— укрепление принципов оптимальной децентрализации власти с целью полнейшего учета интересов автономии;
— четкое определение правовой природы Автономной Республики Крым как особого субъекта территориального устройства Украины и ее органов, как самостоятельной подсистемы органов публичной власти государства;
— усиление принципов правовой самостоятельности автономии;
— укрепление государственно-правовых гарантий деятельности Автономной Республики Крым;
— создание условий для надлежащего ресурсного обеспечения выполнения функций и задач Автономной Республики Крым.
Пусть работа над разделом Автономной Республики Крым в Конституции Украины станет идеей, которая объединит всех крымчан ради главного: создать благоприятные условия для нас и будущих поколений
Источник: http://www.rada.crimea.ua/news/19_02_14_8
Дата публикации на источнике: 19.02.2014
ПРЕЗИДЕНТУ УКРАИНЫ
ЯНУКОВИЧУ В. Ф.
Уважаемый Виктор Федорович!
В результате национальных репрессий, осуществленных в Крыму в 1941—1944 годах тоталитарным режимом, по национальному признаку были депортированы целые народы и этносы, населявшие полуостров.
Так, в августе 1941 года были депортированы более 60 тыс. немцев, зимой 1942 года депортации подверглась община итальянцев, а 18 мая 1944 года было начато выселение около 200 тыс. крымских татар. Чуть позже их участь разделили и другие этносы: турки, цыгане, караимы. 27 июня 1944 года проведена операция по выселению болгар, греков и армян. В том же году депортации подверглись несколько сот венгров, румын, а также около 2 тыс. немцев, которые не были выселены в 1941 году.
В результате депортации репрессированные народы понесли колоссальные потери: так, согласно различным источникам, в результате переселения в течение первых полутора лет (с 18 мая 1944 года по конец 1945 года) от голода и болезней погибло более 45% крымских татар. 26 марта 1993 года Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым. 18 мая был объявлен Днем памяти жертв депортации в Республике Крым.
Представляя интересы граждан Украины, проживающих в Автономной Республике Крым, в целях достойного почтения памяти жертв депортации, привлечения внимания общественности к трагическим событиям в истории нашего государства, утверждения нетерпимости к любым проявлениям насилия против человечества просим рассмотреть возможность установления 18 мая Днем памяти жертв депортации по национальному признаку из Украины.
Эта дата послужит напоминанием о страшной трагедии минувшего, недопущению ее повторения, разъединения людей по национальному и политическому признакам, объединит жителей Украины ради сохранения гражданского мира, межнационального согласия, создаваемого веками на основе взаимоуважения, взаимопонимания и толерантности.
Верховная Рада Автономной Республики Крым
г. Симферополь,
19 февраля 2014 года