В выходные в Госдуму были внесены четыре законопроекта, определяющие то, как будет функционировать финансовая система Крыма и Севастополя в составе России. На переходный период — до 1 января 2015 года — по-старому, по-украински, при условии, что банки региона выполняют свои обязательства. Если нет, то их деятельность будет прекращена с помощью правоохранительных органов, а вкладчикам — выплачена российская компенсация 700 тыс. руб. К 1 января 2015 года сохранившиеся украинские банки в регионе должны быть преобразованы в российские или покинуть рынок.
Сейчас банки, работающие в регионе (около 70), имеют лицензии Нацбанка Украины и либо зарегистрированы непосредственно там, либо имеют там подразделения, будучи зарегистрированными на Украине. Для всех них законопроектами вводится переходный период — до 1 января 2015 года. В это время они (равно как и прочие финорганизации, включая системы переводов и даже пункты обмена валют) могут работать, как и работали (то есть по имеющимся украинским лицензиям), при условии выполнения своих обязательств и предоставления Банку России необходимой информации (отчетность, сведения о руководстве и собственниках и пр.). Выполнять требования российского законодательства и нормативных актов ЦБ они в этот период не обязаны.
Руководствоваться ли украинскими нормами, как следует из проектов, остается на их собственное усмотрение.
Получается, что на переходный период крымские и севастопольские банки остаются без формального контроля каких-либо регуляторов.
Контролировать выполнение банками украинских норм российский ЦБ не может, Нацбанку Украины делать это вне ее пределов будет затруднительно. Впрочем, законопроектами записано за ЦБ РФ право назначить в банки региона своих уполномоченных представителей. Это дает возможность «ручного управления» ситуацией, указывают собеседники «Ъ», знакомые с ходом разработки проектов.
Если «ручное управление» не поможет, церемониться с проблемными банками не будут. Неисполнение обязательств три и более дня ведет к прекращению их деятельности Банком России. По заявлению ЦБ туда входят правоохранительные органы, которые заодно и контролируют сохранность имущества. Такой подход — новый для российского ЦБ, для которого крайняя мера — отзыв у банка лицензии. Однако отозвать лицензию, выданную Нацбанком Украины, российский ЦБ не может. Интересно, что при этом отзыв лицензии Нацбанком Украины у банков, работающих в указанных регионах, физически возможен, но практически не влечет обязательного прекращения деятельности в регионе, если все обязательства там исполняются.
Если нет, то прекращение деятельности банка по инициативе ЦБ является страховым случаем для Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Вкладчикам таких банков положены выплаты в российских пределах — 700 тыс. руб. На покрытие выплатных расходов ЦБ перечислит АСВ 60 млрд руб. из собственной прибыли. По сведениям «Ъ», примерно во столько оценивается объем остатков на счетах физлиц в банках региона. Сами страховые выплаты будут производиться не непосредственно АСВ, а через специально учреждаемую им агентскую структуру — автономную некоммерческую организацию «Фонд защиты вкладчиков». У нее после выплат при недостатке активов в банке будут возникать регрессные требования к украинской стороне, которые будут реализовываться в суде.
За переходный период крымским и севастопольским банкам необходимо будет определиться, хотят ли они продолжать деятельность в регионе уже в качестве российских кредитных организаций. Если да — следует зарегистрироваться и получить лицензию российского ЦБ. Превратиться из украинского в российский банк можно по-разному. Можно создать российскую «дочку», снабдив ее достаточным количеством активов для исполнения обязательств. Достаточность активов, естественно, будет оцениваться по российским порядкам, согласованным с ЦБ российским оценщиком или аудитором. Еще один вариант — реорганизация украинского банка путем выделения российской части с аналогичными требованиями по активам. В принципе можно поступить и более радикально — закрыть один банк (украинский) и открыть другой (российский).
В любом случае на момент трансформации банкам нужно будет соответствовать российским требованиям по капиталу для участия в системе страхования вкладов — минимум 300 млн руб. При этом условие о двух годах работы на российском рынке для них снято. Банки, не желающие или не имеющие возможности трансформироваться, с рынка уйдут — сами или принудительно. Получить комментарии в ЦБ, АСВ и украинском Нацбанке в воскресенье не удалось. Банкиры пожелали поближе ознакомиться с документами. При этом они надеются, что в случае появления вопросов по тексту законопроектов шансы внести правку будут. По сведениям «Ъ», законопроект внесен «с условием доработки к первому чтению».
Источник: http://kommersant.ru/doc/2436733
Дата публикации на источнике: 24.03.2014
Автор: Светлана Дементьева
Вчера Владимир Путин поручил правительству утвердить план по созданию в Крыму и Севастополе территориальных подразделений федеральных ведомств. Госдума для принятия законов, необходимых для интеграции новых регионов в РФ, готова заседать во внеплановом режиме.
Президент РФ дал первое поручение по интеграции в состав России Республики Крым и города Севастополя. До 29 марта Белый дом должен утвердить план по созданию в новых регионах отделений федеральных ведомств. Первый доклад о выполнении поручения должен быть представлен президенту через две недели, потом — ежемесячно. Невысокая численность населения в двух субъектах (2,7 млн человек) вряд ли потребует существенного роста расходов: большая часть ведомств, по данным «Ъ», по крайней мере в 2014 году, будет создавать подразделения в новых регионах без дополнительного финансирования. По словам источников «Ъ» в Белом доме, РФ рассчитывает начать программу переобучения части крымских чиновников, в том числе на базе Российской академии народного хозяйства и госслужбы.
О необходимости «в кратчайшие сроки» принять «несколько очень важных законов» по интеграции Крыма в пятницу заявил спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Ради этого решено поменять график работы Думы: следующую неделю, как и предполагалось, депутаты поработают в регионах, а с 31 марта вновь будет неделя заседаний. Работу в комитетах, которую планировалось проводить в это время, напротив, сдвинут на неделю, которая начнется 7 апреля. Из-за изменения графика депутатам пришлось отменить запланированное на 9 апреля выступление главы МИДа Сергея Лаврова.
Первые законопроекты по интеграции Крыма, которые поступили на Охотный Ряд, касаются функционирования финансовой системы. Их авторами стали глава комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина и сенатор Николай Журавлев. Проект «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период» предполагает действие текущих (украинских) лицензий и разрешений в финансовой сфере (в том числе на эмиссию ценных бумаг) при условии «надлежащего уровня взаимодействия» с ЦБ РФ, который создаст свои территориальные подразделения на территории Крыма и Севастополя. Проект декларирует также возможность получения в ЦБ РФ действующими банковскими структурами Крыма лицензий кредитных организаций РФ. В других комитетах о грядущих поправках пока не говорят. Глава комитета по уголовному законодательству Павел Крашенинников заявил «Ъ», что «прежде всего ожидаются законопроекты, связанные с поправками к бюджету». Как пояснила «Ъ» первый зампред комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева, в комитете ждут поправок, которые позволят полуострову до 2015 года не перечислять налоги в федеральный бюджет.
Между тем Венецианская комиссия (ВК) по итогам завершившейся в субботу сессии опубликовала тексты заключений по присоединению Крыма к РФ. «Международное право не содержит специальных норм о территориях государств, правительство которых рухнуло или является неэффективным. Из-за этого территории не становятся «ничейной землей», и их границы должны соблюдаться так же, как и у других государств»,— заявила ВК. Одно государство может предложить свою помощь другому в преодолении кризиса политическими, дипломатическими или экономическими способами либо «использовать механизмы коллективной безопасности». Но нельзя присваивать часть другой страны даже из «гуманитарных намерений». «Принцип самоопределения народов не может автоматически повлечь за собой их право на отделение»,— говорится в документе.
При этом ВК не стала исправлять «явно преувеличенный», по мнению РФ, тезис об «усиленном общественном присутствии военизированных формирований» в Крыму во время референдума 16 марта. Комиссия — основной центр правовой экспертизы Совета Европы (СЕ), но там о практических последствиях решений ВК пока не заявляли. Пресс-секретарь СЕ Панос Какавиатос заявил «Ъ», что «члены CE должны соблюдать обязательства, взятые при вступлении в эту организацию».
Источник: http://kommersant.ru/doc/2436744
Дата публикации на источнике: 24.03.2014
Автор: Анна Пушкарская, Софья Самохина, Дмитрий Бутрин
Выход России из соглашений о Черноморском флоте грозит Киеву не только двукратным ростом цены на газ, но и увеличением долга перед Россией вчетверо — до $16 млрд. По словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, Москва теперь считает предоставленную в 2010 году Киеву газовую скидку $11 млрд авансом по этим соглашениям. Россия хочет расторгнуть соглашения и через суд взыскать с Украины этот аванс. В Киеве, в свою очередь, намерены требовать в суде компенсацию от России на «сотни миллиардов долларов» за национализацию имущества Украины в Крыму.
Россия не собирается выполнять харьковские соглашения о базировании Черноморского флота (ЧФ) в Крыму в связи с изменением ключевых обстоятельств, заявил в пятницу Дмитрий Медведев на заседании Совета безопасности РФ. «Есть такой международно-правовой принцип, что договор сохраняет силу до тех пор, пока действуют обстоятельства, его породившие»,— пояснил он. По соглашениям 2010 года срок пребывания ЧФ в Крыму продлевался с 2017 года на 25 лет, Россия платила за базу $97 млн в год и давала скидку на газ $100 за 1 тыс. кубометров (в 2013 году общий объем скидки составил $2,7 млрд). Как писал «Ъ» 21 марта, в случае отмены этой скидки цена газа для Украины с 1 апреля может вырасти до $480 за 1 тыс. кубометров.
Более того, по мнению Дмитрия Медведева, Россия может потребовать от Украины возвращения $11 млрд, выплаченных с 2010 года в качестве скидки на газ. Премьер напомнил, что заключенное в 2010 году соглашение начинало действовать только в 2017 году по истечении предыдущего договора, но Россия предоставила скидку сразу, и это был, «по сути, аванс с учетом наших особых договоренностей на тот период». Теперь же «с учетом изменившихся обстоятельств этот аванс подлежит возвращению», заключил премьер, добавив, что это «можно сделать в судебном порядке, основываясь на нормах денонсируемого соглашения». Общий долг Киева перед российской стороной господин Медведев оценил в $16 млрд с учетом предоставленного в 2013 году кредита на $3 млрд и текущей задолженности «Нафтогаза Украины» перед «Газпромом» примерно на $2 млрд. Впрочем, Владимир Путин с обращением в суд по поводу долга торопиться не стал, предложив «не спеша все обсудить», и поручил правительству «подготовить предложения».
Премьер Украины Арсений Яценюк признал, что с 1 апреля цена газа для Украины может вырасти до уровня около $500 за 1 тыс. кубометров, добавив, что стране придется покупать российский газ даже по такой цене. Отвечая на вопрос «Интерфакса» о долге $11 млрд, он заявил, что «даже не хочет это комментировать». По словам премьера, Киев намерен подать в международные суды иски к Москве по поводу национализации собственности украинского государства в Крыму. Речь идет об исках на «сотни миллиардов долларов», заявил он.
«Российское правительство может расторгнуть договор о базировании флота хотя бы по той причине, что сейчас на Украине, с точки зрения РФ, нет легитимного правительства»,— считает председатель московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Юрий Николаев. По его мнению, эта проблема возникнет и при рассмотрении исков сторон в международных судах: если у Украины нет легитимного правительства, то не может быть и уполномоченного лица, представляющего Украину в суде. «С моей точки зрения, текущий спор неразрешим в настоящий момент, и неважно, какой суд будет его рассматривать»,— говорит господин Николаев. По мнению другого юриста, если международные суды вынесут решение не в пользу России, то у России достаточно оснований его не признавать. Источник «Ъ» в газовой отрасли отмечает, что подобная ситуация уже существует с газовыми соглашениями: когда прежние власти Украины грозились оспорить их в арбитраже, «Газпром» напоминал о долге за недобор газа (на данный момент его размер составляет $19 млрд). «Киеву дают понять, что, если дело дойдет до суда, он может и проиграть»,— считает собеседник «Ъ».
Источник: http://kommersant.ru/doc/2436731
Дата публикации на источнике: 24.03.2014
Автор: Юрий Барсуков
Президент Владимир Путин поручил вчера правительству и отдельно руководителям ряда ведомств в течение следующей недели определиться с территориальными подразделениями в Крыму и Севастополе. И через две недели доложить о первых результатах огосударствления новых субъектов Российской Федерации. Пошла активная работа и по их включению в финансовую систему страны. В Госдуму внесены законопроекты о процедуре перехода бывших украинских банков под надзор ЦБ РФ. При этом на жителей Крыма российская госгарантия вкладов в размере 700 тыс. руб. распространяется сразу же. Из-за такого решения в бюджетных доходах и появляется дыра в 45 млрд руб. Но власти, похоже, готовы к любым издержкам ускоренной интеграции.
Президентское поручение правительству и тем структурам исполнительной власти, которые находятся в непосредственном подчинении главе государства, немедленно приступить к формированию крымских и севастопольских филиалов федеральных ведомств было подписано воскресным утром. И таким образом, вовсе не выбивается из генеральной линии по ускоренному огосударствлению новых субъектов РФ. Напомним, что в самые первые часы после референдума в Крыму еще звучали рассуждения и предположения о том, сколько времени может занять оформление решения войти в состав России. Однако уже 17 марта стало ясно, что Владимир Путин тянуть с юридическими формальностями не намерен. На них потратили несколько дней. И сейчас менее недели дается на составление планов по вписыванию Крыма и Севастополя в российский властный контекст.
А уже через две недели с даты подписания поручения, то есть не позднее 5 апреля, президент ждет от исполнительной власти страны первого доклада об успехах и, возможно, каких-то проблемах, по выражению самого Путина, захода двух новых кораблей в порт их постоянной приписки.
В поручении приказано оперативно подсчитать количество необходимых организационно-штатных мероприятий и увеличивать штатную численность ведомств в случае нужды. О дополнительных для этого расходах бюджета в документе ничего не говорится. Но и так понятно, что за ценой никто стоять не будет. Тем более что первым исполнителем в нем значится председатель правительства Дмитрий Медведев, в обязанности которого и входит изыскивание соответствующих средств. Кроме подчиненных ему министерств крымские подразделения и структуры должны создать МВД и ФСБ, МИД и Минобороны, МЧС и Госнаркоконтроль, судебные приставы и служба исполнения наказаний, фельдъегеря и финансовые разведчики. Упомянуты в общем списке и Федеральная служба охраны, и Главное управление специальных программ президента РФ. А это значит, что слухи о скором появлении у нынешнего главы российского государства официальной крымской резиденции, как было у его предшественников, возможно, имеют почву. Правда, пока не понятно, будет ли это прежний «Форос» как знак преодоления тенденций развала страны или президент сочтет возвращение туда плохой приметой.
Впрочем, не только увеличение с учетом доли Крыма и Севастополя количества российских чиновников явно отрицательно повлияет на здоровье бюджета страны. Уже сейчас признается будущая дыра в 45 млрд руб., которая возникнет по чисто политическим причинам. Напомним, что на недавнем заседании Совета безопасности РФ Путин повелел вводить новые субъекты во внутрироссийскую реальность аккуратно – так, чтобы не испортить жизнь крымчанам, не ухудшить их положения ни в коем случае. За бесплатно подобное, конечно, сделать трудно. Например, если приводить в соответствие с российскими законами украинские банки, работающие на полуострове, да еще и иметь в виду даже не возможность, а скорее всего обязательность саботажа со стороны их центральных офисов, то становится понятно, что меры надо принимать превентивные. То есть раскошелиться, скажем, на пакет таких законов, которые в субботу уже были внесены в Госдуму. От лица ее депутатов и членов Совета Федерации, но явно в редакции Центробанка. Он готов отдать 60 млрд из своей прибыли за 2013 год, чтобы через Агентство по страхованию вкладов (АСВ) гарантировать крымчанам сохранность их денег в условиях финансовой блокады со стороны Киева.
Напомним, что в России действует госгарантия на частный вклад в размере не более 700 тыс. руб. Однако банки в нашей стране работают под строгим надзором ЦБ РФ, а потому АСВ платить приходится не так уже и часто – кроме периодов странного ужесточения надзорных требований нового руководства Центробанка. Что будет на территории Крыма, там явно не знают, а потому решили, что здесь от имени России должен действовать «Агент». Именно так коротко предполагается назвать тот Фонд защиты вкладчиков, который, не дожидаясь очищения полуостровной банковской системы, и станет платить – в пределах 700 тыс. руб. – всем новым гражданам РФ за разрыв их денежных отношений с прежней родиной. Однако для этого часть прибыли ЦБ РФ и придется изъять из российского бюджета.
А еще затраты в будущем неизбежны, например, на такое важное дело, как создание нового памятного дня в честь воссоединения Крыма с Россией. Стоит отметить, что из-за него уже начала несколько рушиться вроде бы возникшая в Госдуме общепартийная консолидация. Дело в том, что наиболее громко – на заседании, где принимались законы о приеме Крыма в Россию, – заявил об этом лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Он потребовал сделать таким днем 18 марта, когда Путин подписался под текстом договора. Однако оказалось, что глава ЛДПР Владимир Жириновский выступал с такой идеей немного ранее. После публичного обмена любезностями началось соревнование в скорости законотворчества. Либерал-демократы свой проект внесли первыми, опередив эсэров на десяток минут. Но зато те употребили в своем варианте названия памятного дня эпитет «исторический» по отношению к воссоединению.
Источник: http://www.ng.ru/politics/2014-03-24/1_crimea.html
Дата публикации на источнике: 24.03.2014
Автор: Иван Родин
Новая запись, в которой, как говорят, «засветилась» известная «узница Януковича» Юлия Тимошенко, начала гулять в сети. Речь идет о прослушке телефонного разговора «бывшего замсекретаря Совета Национальной безопасности и Обороны Украины Нестора Шуфрича и Юлии Тимошенко». Вернее, людей, очень «похожих» на них и тембрами голосов, и интонациями. В некоторой степени косвенным доказательством подлинности этого разговора может служить неформальное общение собеседников, которое, как подтвердили наши источники, весьма органично для этих людей, которых определенное время связывали определенные отношения». А потому обозначим наших персонажей в кавычках и, далее — прямая речь:
«Шуфрич»: С этим Крымом-Грымом. Я тебе скажу, я просто в шоке. Я сегодня говорил с нашим знакомым, он чуть не плачет.
«Тимошенко»: Я сама готова сейчас в руки брать автомат и идти стрелять этому подонку в лоб.
«Шуфрич»: Так я вчера сам сказал, если не дай бог возникнет военный конфликт, я, офицер запаса, и мой старший сын — офицер запаса, мы возьмём оружие и пойдём защищать страну.
«Тимошенко»: Да 100%. Это уже переходит все границы. Блин, надо брать оружие в руки и идти мочить этих кацапов чёртовых вместе с их руководителем. Жалею, что сейчас не могу находиться там. И что я не возглавляла все эти процессы — х*р бы они у меня Крым получили!
«Шуфрич»: Ну, ты знаешь, я тоже, кстати, об этом подумал, что если б ты была на месте, может быть этого бы не произошло. Хотя потенциала силового у нас не было, но знаешь, что самое обидное…
«Тимошенко»: Я бы нашла, как замочить этих му*ков! И я надеюсь, что я включу все свои связи, и я подниму весь мир, как только смогу, для того, чтобы, блин, от этой России не осталось даже выжженного поля.
«Шуфрич»: Ну, я, конечно, скажу, что я тебе здесь союзник. Не просто союзник! И я хочу тебе сказать: вот мне сегодня говорили — это утром было совещание глав фракций, и потом мы с Виктором говорили. Витя говорит: «А что теперь делать оставшимся 8 млн русских, которые остались на территории Украины? Они же изгои!»
«Тимошенко»: Блин, их расстреливать надо из атомного оружия!
Заканчивается все тем, что персонаж, очень похожий на Тимошенко говорит о необходимости обращения в Международный суд в Гааге. Если не получится, конечно, «кацапов стрелять в лоб» или взять «москалив на ножи». Что в принципе одно и то же.
Источник: http://www.kp.ru/daily/26210.5/3095007/
Дата публикации на источнике: 24.03.2014
Автор: Сергей Полосатов