Книга 1

Выступление и ответы на вопросы сенаторов Министерства иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе 349-го внеочередного заседания Совета Федерации Федерального собрания РФ. Москва, 21 марта 2014 года

623-21-03-2014

 

Уважаемая Валентина Ивановна,

Уважаемые члены Совета Федерации,

По поручению Президента России В.В.Путина вношу на ваше рассмотрение два документа: проект Федерального закона «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» и проект Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

 

Эти документы призваны юридически оформить, в полном соответствии с международным правом и законодательством России, воссоединение Крыма и Российской Федерации и образование двух новых субъектов федерации.

 

Не буду подробно описывать содержание Договора и проекта Федерального конституционного закона, при подготовке этих документов Президент проводил все необходимые консультации, в том числе и с Советом Федерации. После их подписания продолжались необходимые юридические процедуры. Вчера состоялась ратификация данных документов в Государственной Думе Российской Федерации, перед этим было получено заключение Конституционного суда Российской Федерации, а также предприняты шаги и по линии Правительства Российской Федерации.

 

Вы знаете, что эти документы четко излагают процедуру интеграции Крыма в состав России и гарантируют права крымчан во всех сферах в полном соответствии с правами и привилегиями граждан Российской Федерации, включая язык, культуру, традиции, социальная защищенность, экономическое развитие соответствующих территорий и другое.

Безусловно, в последнее время и вы это знаете, в адрес России звучат обвинения в незаконности присоединения Крыма, употребляется также термин «аннексия». Когда мои коллеги, с которыми я регулярно общаюсь, как с западными, так и с некоторыми другими, включая руководителей ряда международных организаций, пытаются употреблять термин «аннексия», я предлагаю одну простую вещь: попросите своих пресс-секретарей, свои пресс-службы взять видеоматериалы из Крыма за дни, которые предшествовали референдуму, в день референдума, а также с кадрами того, как сейчас крымчане реагируют на получение российских паспортов. Эту радость, это подлинное счастье невозможно сыграть, отрепетировать, срежиссировать. Когда на этом фоне бросаются терминами «аннексия», я считаю, что это оскорбление граждан, их неотъемлемого права на волеизъявление, которым они в полной мере воспользовались. Через право на свободное волеизъявление, право на самоопределение, крымчане сделали свой выбор. Это в полной мере соответствует реализации права народов на самоопределение, которое закреплено в Уставе ООН, в Декларации «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН» и во многих других документах.

Если отходить от юридических формулировок, суть этих документов заключается в том, что территориальная целостность государств также является одним из принципов международного права. Государства, которые заинтересованы в обеспечении своей территориальной целостности, обязаны в этих рамках обеспечивать и право народов на свободу и самоопределение. Обязаны воздерживаться от действий, которые затрудняют реализацию права на самоопределение. То, что такие действия нынешними властями в Киеве предпринимались, доказывать не надо — тому масса свидетельств. Своими действиями нынешние власти в Киеве не оставили народу Крыма возможности реализовать право на самоопределение в рамках нынешнего украинского государства.

17 марта с.г. Верховный Совет Автономной Республики Крым провозгласил Крым независимым, суверенным государством и обратился к России с предложением о принятии Республики Крым в состав России. Это решение было принято по итогам общекрымского референдума, в ходе которого все жители Крыма, включая город Севастополь, имели возможность свободно выразить свое мнение, как это было подтверждено многочисленными международными наблюдателями и в целом непредвзятыми наблюдателями, которые внимательно следили за ходом референдума в самых разных уголках мира.

Россия не могла и не стала отказываться от того, чтобы позитивно откликнуться на обращение братского ей народа и пришла ему на помощь.

От имени Президента Российской Федерации я предлагаю Совету Федерации одобрить проект Федерального закона «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» и проект Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Благодарю Вас.

Вопрос: Последнюю неделю у Вас были многочисленные встречи, почти ежедневные телефонные переговоры с Госсекретарем США и руководителями внешнеполитических ведомств европейских стран. Не могли бы Вы поделиться соображениями относительно позиции западных стран в контексте украинского урегулирования.

С.В.Лавров: Да, действительно эти контакты происходят регулярно в повседневном режиме и, честно говоря, оставляют двойственное впечатление. С одной стороны, они имеют место на фоне угроз введения санкций, объявления различных списков, о которых вы знаете. С другой стороны, нам говорят: это не означает, что Запад не хочет сотрудничать с Россией в политическом урегулировании кризиса на Украине.

В том, что мы готовы к этому, никого убеждать не надо. Мы с самого начала выступали за политическое урегулирование – еще с того момента, когда после принятия законным Президентом Украины решения отложить, подчеркну, не отменить, а отложить подписание соглашения с Евросоюзом, начались массовые беспорядки, которые напрямую поощрялись европейцами и американцами.

Так что нас уговаривать не надо, мы еще в то время были готовы к трехсторонним консультациям, которые предложило правительство Н.Я.Азарова по экономическим аспектам интеграционных процессов на пространстве СНГ и в Евросоюзе. Правительство Н.Я.Азарова предложило провести консультации между Киевом, Москвой и Брюсселем. Тогда Брюссель достаточно индифферентно сказал, что они не будут разговаривать с Москвой по вопросам, касающимся их отношений с Украиной. Сейчас они вроде как заинтересованы в сотрудничестве с нами. Так что достаточно очевидна непоследовательность наших западных партнеров.

Последним к моему восприятию добавилось ощущение, что они пребывают в некой растерянности. Конечно, это не помогает нам на различных этапах наших контактов. В любом случае они знают, что санкции для нас абсолютно не правомерны. Они приведут лишь к созданию искусственных и ненужных барьеров на пути нормальных контактов и общения. Наша позиция в этом отношении не меняется. Убежден, — и я говорил об этом моим коллегам — что это попросту иррационально.

Кстати, рациональность проявлялась в таком вопросе, как возможность проведения через ОБСЕ решения о направлении миссии наблюдателей на Украину. Это была одна из главных тем последних дней. Причем мы еще неделю назад были готовы поддержать такое решение Постоянного совета ОБСЕ, но наши партнеры с упорством настаивали на том, чтобы наблюдатели поехали согласно формулировке предлагавшегося ими текста по всей Украине, включая Крым. На мой вопрос, отдают ли они себе отчет в том, что произошло за последнее время, они отвечали: «Да, но, может быть, вы еще передумаете». Трудно разговаривать с людьми, которые, если цитировать одного известного политического деятеля, «оторвались от реальности». Тем не менее, мы такие разговоры продолжаем.

Нашими главными критериями в ходе работы в ОБСЕ (именно эту работу мы обсуждали с американцами, немцами, французами, руководителями организации, имея в виду Президента Швейцарии) являются очень простые вещи. Во-первых, необходимо четко сказать, что это касается только Украины и не может касаться Крыма. Во-вторых, в отличие от того, чего хотят наши западные партнеры, мы не можем поддержать расплывчатые решения, которые будет давать Секретариату ОБСЕ карт-бланш в том, что касается количества наблюдателей и районов их развертывания. Они хотели направить наблюдателей, прежде всего, на Юго-Восток. Мы за, потому что там происходят провокации, осуществляемые боевиками и экстремистами, которых туда засылают из других регионов Украины. Но мы также убеждены, что и на Западе, и в Киеве есть на что посмотреть и что проанализировать. Тем более, что задача миссии сформулирована как контроль за соблюдением прав человека, национальных и языковых меньшинств и в целом гуманитарной ситуации. Поэтому мы в итоге настояли на том, чтобы в проекте решения, которое сейчас почти готово к принятию, была четко обозначена предельная численность наблюдателей и перечислены регионы Украины, куда они будут направляться. Это – Киев, западный и юго-восточный регионы Украины. Конечно, никакого упоминания о Крыме там нет и быть не может. Любые изменения этого мандата потребуют нового решения ПС ОБСЕ. Если наши партнеры подтвердят понимание, которое сейчас зафиксировано на бумаге, мы будем готовы проголосовать за это решение хоть сегодня. Надеюсь так оно и произойдет.

Вопрос: Как Вы относитесь к поддержанию контактов на парламентском уровне между Россией и Украиной в современных условиях?

С.В.Лавров: Я отношусь к этому позитивно. Мы вообще ни в каких ситуациях не бываем сторонниками разрыва контактов. Не нужно идти на поводу у эмоций. Нам в любом случае с украинскими соседями и братьями жить рядом и заниматься многими совместными проектами, в том числе и направленными на то, чтобы наши люди комфортно себя чувствовали при общении друг с другом, в чем они кровно заинтересованы.

Межпарламентское сотрудничество в этих контактах играет важную и позитивную роль. Мы будем приветствовать любые профессиональные межпарламентские контакты. Нам известно, насколько конструктивно настроена наша парламентская дипломатия на всех направлениях реализации внешнеполитического курса Российской Федерации.

Вопрос: Сегодня предстоит ратификация договора между Российской Федерацией и Республикой Крым. Предполагается ли аналогичная процедура в Крыму и Севастополе и в какие сроки?

С.В.Лавров: Аналогичной процедуры там не предполагается. В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров, соглашение вступает в силу в предусмотренном им же порядке. В договоре, который был подписан в Кремле, исходя из высказанного крымчанами желания ускорить эту процедуру, записано, что он временно применяется с даты подписания, т.е. с 18 марта, и что Республика Крым с этой же даты считается принятой в Российскую Федерацию. До того, как подписание состоялось Верховный совет Республики Крым и городской совет Севастополя приняли решения, основанные на результатах общекрымского референдума, которыми уполномочили своих представителей подписать этот договор. Согласно тексту, договор вступает в силу сразу после подписания. Что касается Российской Федерации, то в нашем случае эти процедуры необходимо провести в соответствии с российским законодательством, чем мы сейчас и занимаемся.

Вопрос: В Киеве заговорщики с участием нацистов, террористов и антисемитов совершили вооруженный антиконституционный государственный переворот. Имели место и убийства и издевательства над людьми. Мы все это видели. Как Вы относитесь к изданию Белой книги об этих событиях?

С.В.Лавров: Я позитивно отношусь к этой инициативе и считаю, что это необходимо сделать. Более того, в нашем Министерстве по линии по линии Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека демократии и верховенства права мы такое поручение уже дали. Скрупулезно собираем все факты, которые свидетельствуют о бесчинствах неонацистов и экстремистов, и хотим максимально быстро такую работу завершить. Если у наших парламентариев есть интерес провести параллельную работу или подключиться к нашим усилиям, мы будем это только приветствовать.

Вопрос: В соответствии с пунктом 3 Статьи 3 Федерального Закона о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым, предусматривается разграничение морских пространств Черного и Азовского морей. Когда планируется завершить эту работу?

С.В.Лавров: Переговоры о разграничении этой акватории идут с 1999 года. Этот процесс продвигался непросто. Каждый раз, когда на Украине менялась власть, происходили изменения в подходах украинской стороны. В декабре 2010 года был достигнут принципиальный компромисс по этому вопросу, который обеспечивал интересы и Российской Федерации и Украины в Азовском и Черном морях и в Азово-Керченской акватории. Сейчас, когда произошли события последних дней, после подписания договора, ратифицируемого сегодня и принятия конституционного закона ситуация изменилась. Для возобновления этих переговоров потребуется определенное время. Речь идет о соответствующей части Азовского моря и пространствах Черного моря. Керченский пролив, как вы понимаете, на данный момент уже не может являться предметом этих переговоров.

Вопрос: Статья 6 Федерального Конституционного закона о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым и об образовании в составе России новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя устанавливает переходный период до 1 января 2015 года, в течение которого должны быть урегулированы вопросы интеграции новых субъектов в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ и системы органов госвласти. Может быть, стоит создать специальную комиссию при Президенте или Правительстве Российской Федерации, чтобы уложиться в столь жёсткий срок, ведь работа предстоит большая?

С.В.Лавров: Вы знаете, это не совсем компетенция Министерства иностранных дел, это наши внутренние дела. Тем не менее, исхожу из того, что систематизация усилий различных ведомств весьма и весьма полезна, и, наверное, можно рассмотреть и предлагаемый Вами вариант. Но, как Вы знаете, Президент уже сейчас взял под свой личный контроль реализацию всех положений договора, включая вопросы гражданства, социальных поддержек, пенсионного обеспечения, образования, транспорта и многого другого. Соответствующие поручения министрам уже даны. Насколько я знаю, Президент намерен продолжать регулярно контролировать ход их выполнения. Так что, наверное, это само по себе уже является механизмом контроля. Если потребуются дополнительные административные меры, то, думаю, такие решения будут приняты.

Вопрос: Примерно неделю назад Вы передали перечень вопросов из пяти пунктов, которые необходимо обсудить и по которым необходимо принять позитивное решение с партнерами. На сегодня, с учетом новых реалий, эти пункты сохраняют свою силу? Как идет процесс работы по этому документу?

С.В.Лавров: Что касается нас и нашего подхода, то эти пункты мы, безусловно, считаем в полной мере сохраняющими свою актуальность. С ними сложно спорить, поскольку, во-первых, они опираются на положения документа от 21 февраля с.г., который был подписан Президентом Украины В.Ф.Януковичем и тремя лидерами тогдашней оппозиции, включая руководителя партии «Свобода», которая была признана Европарламентом антисемитской, ксенофобской, расистской. Под документом от 21 февраля стоят подписи трех министров иностранных дел европейских государств. Это формальная сторона дела, а если брать по существу, то там речь идет о необходимости разоружить незаконные вооруженные формирования, освободить незаконно занятые здания, улицы, площади и обеспечить нормальное функционирование населенных пунктов на Украине, а также о необходимости срочно начать конституционную реформу, которая учитывала бы в полной мере интересы всех без исключения регионов Украины, разумеется, при признании права народов Крыма воспользоваться правом на самоопределение и признание результатов референдума, как уже объективной реальности.

На основе конституционной реформы мы предлагаем проведение выборов, что также предусмотрено документом от 21 февраля. Здесь очень сложно спорить. Более конкретная вещь, которая записана в наших предложениях, – это убеждение в том, что целью конституционной реформы должна быть федерализация Украины. Результаты конституционной реформы должны быть одобрены всеми регионами для того, чтобы государственность этой страны была бы устойчивой. Результаты должны быть вынесены на всенародный референдум.

По началу западные партнеры скептически и негативно отнеслись к нашей инициативе. Звучали заявления о том, что после того как В.Ф.Янукович уехал из страны, соглашение от 21 февраля утратило свой смысл. Я сейчас перечислил те вещи, которые им предусмотрены. Невозможно спорить с тем, что они должна быть на повестке дня при любом развитии событий. С признательностью отмечаю, что по итогам наших регулярных контактов в Германии руководство Министерства иностранных дел в ходе официального мероприятия выступило публично за то, чтобы реализовать те вещи, которые я перечислил. Наши украинские соседи попытались представить предложения России – пять пунктов — как вмешательство во внутренние дела Украины, попытку навязать принципы, несвойственные цитирую «ее государственности, а именно двуязычие и федеративное устройство». Не знаю, почему делается вывод, что это не свойственно для украинской государственности.

Надеюсь, подобные подходы будут пересмотрены. По крайне мере, мы убеждаем наших западных партнеров в необходимости развеивать иллюзии относительно того, что политический процесс может быть начат на основе логики, согласно которой конфликт происходит между Россией и Украиной. Этого конфликта нет. То, что там происходит, — это глубокий кризис украинской государственности, и нужно делать все, чтобы его преодолеть. Для этого надо побуждать самих украинцев и, прежде всего тех, кто захватил власть, начать инклюзивный диалог с участием всех регионов, а не пытаться проводить реформы опять в кругу тех, кто называет себя «правительством победителей». Наши западные партнеры склоняются к тому, что это все-таки единственный путь из кризиса. Будем эту работу терпеливо продолжать, хотя убеждать наших коллег, которые с самого начала заняли одностороннюю предвзятую позицию, очень непросто. Им надо помогать отойти от той иррациональной позиции, которую они сходу заняли, не продумав все ситуацию до конца.

21 марта 2014 года 

Источник: http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/2fee282eb6df40e643256999005e6e8c/8009fe80b48fcddb44257ca2003ac683!OpenDocument
Дата публикации на источнике: 21.03.2014

Церемония подписания законов о принятии Крыма и Севастополя в состав России

В Кремле состоялась церемония подписания законов о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации.

В.ПУТИН: Уважаемые коллеги!

Сегодня у нас серьёзное, знаковое событие: сегодня мы завершаем юридические процедуры, связанные с присоединением Крыма и Севастополя к Российской Федерации.

Хочу поблагодарить депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации за то, что вы обстоятельно, но оперативно рассмотрели важнейшие документы, ратифицировали Договор о присоединении Крыма и Севастополя к России и приняли Конституционный закон о вхождении в состав Российской Федерации двух новых субъектов Федерации.

Хочу поздравить вас, всех жителей страны, граждан Российской Федерации, жителей Крыма и Севастополя с этим знаменательным, без всякого преувеличения, событием. Валентина Ивановна, пожалуйста.

В.МАТВИЕНКО: Уважаемые Владимир Владимирович, дорогие коллеги!

Наверно, глубоко символично, что сегодня мы все собрались именно в Екатерининском зале в день весеннего равноденствия, который означает поворот к солнцу, к рассвету. Я думаю, что именно такие светлые, праздничные чувства испытывает весь российский народ, воссоединившийся со своими крымскими братьями. Четверть тысячелетия назад, во времена Екатерины Великой, славная земля Тавриды стала частью России. И долгая судьба Крыма, наполненная непростыми временами, наполненная, я бы сказала, трагическими событиями, происходила в течение всей нашей истории.

Попытки отторгнуть Крым от России предпринимались неоднократно. Попытки лишить Россию выхода к Чёрному морю предпринимались неоднократно. Героическая оборона Севастополя в годы Крымской войны, бессмертный его подвиг в борьбе с фашистами навечно запечатлён на скрижалях нашей истории.

И в последние десятилетия судьба Крыма была также непростая, она проходила уже на наших глазах. Трагическая история Крыма началась не на киевском майдане – она началась тогда, когда было принято волюнтаристское решение Хрущёва, в нарушение тогда действующей Конституции страны.

Драма Крыма продолжилась четверть века назад в Беловежской Пуще. И тогда уже, в 1992 году, граждане Крыма хотели провести свой референдум, но тогда это не получилось. Двадцать лет борьбы всё-таки завершились успехом: прошёл референдум, на котором народы Крыма высказали свою единодушную волю.

То историческое событие, которое мы все сегодня переживаем, случилось благодаря единодушному решению народа Крыма, благодаря твёрдой воле нашего Президента и всенародной поддержке россиян.

Я хочу Вам доложить, Владимир Владимирович, что сегодня Совет Федерации единодушно одобрил два закона, принятых Государственной Думой, которые ставят юридическую точку в процессе воссоединения Крыма с Россией.

«Впереди много работы по адаптации Крыма, по его вхождению в правовую систему Российской Федерации, в экономику России, в социальную сферу. Прошу депутатов обеих палат активно включиться в эту работу и сделать все, чтобы этот процесс прошёл не просто безболезненно, но пошёл бы на пользу всей России и крымчанам».

Я думаю, что у нас есть все основания поздравить всех нас, поздравить крымчан, поздравить Россию с такой выдающейся победой, выдающимся историческим событием. Уже в понедельник, Владимир Владимирович, два новых флага двух новых субъектов будут установлены в здании Совета Федерации наряду с флагами других субъектов, и в Совете Федерации появится новая карта России, в состав которой входит Крым, и, я надеюсь, в ближайшее время Совет Федерации пополнится четырьмя сенаторами от новых субъектов Федерации.

Спасибо Вам, Владимир Владимирович, за Вашу волю, за Ваше мужество, за то, что Вы не поддались никакому давлению, и, я надеюсь, Вы чувствовали, что всё это время мы были вместе с Вами.

С.НАРЫШКИН: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги!

Мы сегодня испытываем искреннюю гордость за исторические события и решения, которые приняты. Владимир Владимирович, мы благодарны Вам за проявленную твёрдость, которая многим напомнила о том, что величие России – не только в прошлом, не только в будущем, но и в настоящем.

Депутаты Государственной Думы в течение последнего месяца много были в Крыму, они видели в глазах крымчан сначала надежду, а потом радость – радость за то, что Россия их поддерживает. Эта поддержка вселила в них уверенность, и они ясно и однозначно сделали свой выбор в пользу того, чтобы вернуться на свою Родину, а Родина их ждала.

Депутаты Государственной Думы прекрасно понимали ситуацию, прекрасно понимали настроения крымчан и поэтому сделали такое же решение однозначное. И вчера под звуки гимна России депутаты Государственной Думы голосами депутатов всех четырёх фракций приняли закон о ратификации соглашения между Россией и Крымом и о создании двух новых субъектов Федерации и одобрили Федеральный конституционный закон.

Для нас совершенно очевидно, что и Россия, и крымчане действовали в строгом соответствии с нормами международного права, а те, кто ставит это под сомнение, пусть освежат память и почитают и Устав Организации Объединённых Наций, и другие фундаментальные международные правовые документы.

В.МАТВИЕНКО: Владимир Владимирович, я прошу прощения, когда мы принимали у себя депутатов Крыма и Севастополя, Николай Иванович Рыжков, выступая, сказал: «Теперь мы вас уже никогда никому не отдадим». Спасибо.

<…>

В.ПУТИН: Уважаемые коллеги!

Сегодня мною подписано несколько указов, в том числе Указ об образовании ещё одного федерального округа, Крымского федерального округа, и назначен полномочный представитель Президента Российской Федерации в Крыму – Белавенцев Олег Евгеньевич.

У нас впереди много работы по адаптации Крыма, по его вхождению в правовую систему Российской Федерации, в экономику России, в социальную сферу. Я очень прошу депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания в целом, Совета Федерации (мы вчера обсуждали эти проблемы с Правительством, сегодня говорили об этом на Совете Безопасности), прошу депутатов обеих палат активно включиться в эту работу и сделать все, что от вас зависит, чтобы этот процесс прошёл не просто безболезненно, но пошёл бы на пользу всей России и крымчанам.

Большое вам спасибо за совместную работу. 

Источник: http://www.kremlin.ru/transcripts/20626
Дата публикации на источнике: 21.03.2014

Совещание с постоянными представителями Совета Безопасности

Владимир Путин провёл совещание с постоянными членами Совета Безопасности. В ходе совещания детально обсуждалась ситуация на Украине.

В совещании приняли участие Председатель Правительства Дмитрий Медведев, Председатель Совета ФедерацииВалентина Матвиенко, Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, Руководитель Администрации ПрезидентаСергей Иванов, Секретарь Совета Безопасности Николай Патрушев, Министр внутренних дел Владимир Колокольцев, Министр обороны Сергей Шойгу, Министр иностранных дел Сергей Лавров, директор Федеральной службы безопасностиАлександр Бортников, директор Службы внешней разведки Михаил Фрадков, заместитель Секретаря Совета Безопасности Рашид Нургалиев и постоянный член Совета БезопасностиБорис Грызлов.

* * *

Начало совещания с постоянными членами Совета Безопасности

B.ПУТИН: Уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами обсудим и текущие дела, и, естественно, поговорим о наиболее актуальных и острых вопросах. Начнём с ситуации вокруг Украины, вокруг Крыма.

Сергей Викторович, что по этому поводу Вы могли бы нам сказать и о чём проинформировать?

С.ЛАВРОВ: Ситуация развивается достаточно динамично, и наши западные партнёры продолжают выступать за односторонние акции. Вслед за первой волной санкций в отношении физических лиц, которая состоялась несколько дней назад, Президент Обама объявил о новых санкциях, которые касаются примерно 20 физических лиц и одного финансового учреждения – банка «Россия». В таких случаях в дипломатии действуют определённые правила, и мы готовим предложения об ответных мерах.

B.ПУТИН: Сколько физических лиц?

С.ЛАВРОВ: Около 20.

B.ПУТИН: Надо держаться от них подальше, они нас компрометируют. (Смех.)

Что касается финансового учреждения, насколько я понимаю, это такой средний банк. У меня лично там счёта не было, но я обязательно там в понедельник счёт открою.

Какая ещё есть информация по этому поводу?

С.ЛАВРОВ: Кроме этого, наши украинские соседи продолжают делать противоречивые заявления в том, что касается отношений с Россией. В частности, прозвучали заявления о том, что они то ли прекращают, то ли «подвешивают» своё участие в Содружестве Независимых Государств и собираются вводить визовый режим в отношениях с Россией. В этой ситуации, если это произойдёт, мы тоже Вам доложим наши предложения.

B.ПУТИН: Знаете, что касается и первого случая, американских санкций, и что касается второго – введения визового режима со стороны Украины, – думаю, мы должны пока воздержаться от ответных шагов. Прежде всего это касается визового режима с Украиной, потому что в случае введения нами визового режима с Украиной пострадают вообще ни в чём не повинные миллионы украинцев, которые и так живут небогато, работая в России, зарабатывают небольшие деньги для поддержки семей. Не нужно этого делать.

С.ЛАВРОВ: Если можно, ещё одно направление нынешних международных усилий: наши партнёры по Североатлантическому альянсу заморозили целый ряд направлений сотрудничества в рамках Совета Россия–НАТО. В этой связи возникает один практический вопрос. У нас есть совместный проект, так называемый вертолётный проект, который финансируется совместно Россией и западными странами и который направлен на то, чтобы помогать афганцам ремонтировать вертолётную технику советского и российского производства и готовить соответствующие кадры для того, чтобы на этой технике работать, её обслуживать и так далее.

Состоялся уже первый этап этого вертолётного проекта, достаточно успешно. Все считали, что он помогает афганцам укреплять свои возможности обеспечивать собственную безопасность. Сейчас наступил этап финансировать вторую часть этого проекта. И в свете того, что партнёры пытаются заморозить сотрудничество в рамках Совета Россия–НАТО, я бы тоже хотел посоветоваться, как нам быть в этой ситуации.

B.ПУТИН: Это сотрудничество нужно продолжить, несмотря на то, что партнёры из НАТО собираются заморозить наше взаимодействие. Полагаю, что эта работа представляет интерес для всех нас. И нам нужно укреплять действующее в Афганистане правительство. Прошу вас здесь ничего не прекращать, а Правительство – предусмотреть соответствующее финансирование, которое предусмотрено из российского бюджета.

Вы знаете, что на вчерашней встрече с Генеральным секретарём ООН Пан Ги Мун ставил вопрос о миссии ОБСЕ и наблюдателей из ООН в восточные и юго-восточные части Украины. Я просил бы вас эту работу с партнёрами продолжить и найти решение.

С.ЛАВРОВ: Мы уже практически согласовали проект решения Постоянного совета ОБСЕ, причём обеспечили, что в перечень тех регионов Украины, куда будет направляться миссия наблюдателей ОБСЕ, включены не только юг и юго-восток Украины, но и западные, и центральные области, где, собственно, за последние месяцы происходили очень неприятные инциденты.

И второе. Мы в этом решении согласовали как лимиты численности наблюдателей, так и, как я сказал, регионы, куда они будут направляться. Любое изменение этих договорённостей в сторону увеличения как мониторов, так и регионов, будет подлежать дополнительному решению Постоянного совета ОБСЕ. Мы будем исходить из Ваших указаний.

B.ПУТИН: Спасибо.

Теперь вопрос к Сергею Кужугетовичу по поводу ситуации вокруг воинских подразделений украинской армии в Крыму.

С.ШОЙГУ: За вчерашний день 72 части практически целиком, полным составом приняли решение перейти в Вооружённые Силы России. Над этими частями и сами командиры, и их подразделения, офицеры подняли российские флаги. И мы, безусловно, занимаемся тем, что оформляем и офицеров, и личный состав, проходящий службу в этих частях, и по гражданству, и в связи с подписанным Вами вчера решениемо признании званий и образования офицеров.

Вторая часть нашей работы заключается в том, что всё это происходит на абсолютно добровольной основе. Мы предлагаем, собственно, три направления дальнейшей жизни личного состава этих частей. Первое – если есть желание служить в армии России, мы, естественно, предлагаем место службы. Если у человека нет желания продолжать службу в армии России, но остаться в Крыму, то такая возможность тоже есть. И, наконец, третье – если человек хочет продолжать службу в армии Украины, ему также предоставляются всё возможности, он свободно может выехать из Крыма для продолжения службы в других регионах, в частях армии Украины.

Такой случай у нас есть в качестве примера. Командование войск береговой обороны приняло решение о том, что они хотели бы продолжить службу в украинской армии и выехать с территории Крыма. Им предоставлен транспорт для семьи, для вещей, для того, чтобы они могли благополучно перебраться на территорию Украины.

Особо хотел бы отметить подписанный Вами вчера Указ о возрождении Черноморского высшего военно-морского училища. Оно также вчера приняло присягу в полном составе включая курсантов, чтобы продолжить работу уже как высшее военно-морское училище имени Нахимова.

Я бы также хотел отметить один значительный факт: это то, что мы предлагаем слушателям украинской армии продолжить обучение в этом учебном заведении, дабы завершить обучение, получить соответствующий диплом и дальше уже выбирать свой дальнейший жизненный путь.

B.ПУТИН: Хорошо.

Сергей Кужугетович, прошу Вас обеспечить доброжелательное, уважительное отношение ко всем людям, какое бы решение они ни приняли, и бережное отношение к украинской государственной и военной символике.

Есть ещё какие-то соображения?

Д.МЕДВЕДЕВ: Да, есть вопрос, который хотелось бы поднять и вернуться на несколько лет назад.

Я напомню, что мной ещё в должности Президента были подписаны так называемые харьковские соглашения с Президентом Януковичем. По условиям этих соглашений мы продляли срок пребывания нашей военно-морской базы на длительный период, на 25 лет. В то же время по этому договору предполагалось, что мы будем, по сути, предоставлять имущественную выгоду украинскому государству в виде отказа от взимания обязательных платежей в бюджет Российской Федерации. Причём мы начали это делать сразу же, несмотря на то, что у нас ещё был довольно длительный срок пребывания базы по старому документу. Таким образом украинское государство сэкономило порядка 11 миллиардов долларов, а соответственно бюджет Российской Федерации имеет упущенную выгоду в размере тех же самых 11 миллиардов.

О чём я хочу сказать? Дело в том, что с учётом изменившихся обстоятельств и того, что Крым теперь является частью территории Российской Федерации, отсутствуют основания для продолжения действия этого договора. Есть такой международно-правовой принцип, что договор сохраняет силу до тех пор, пока действуют обстоятельства, его породившие, – извините за латынь, clausularebussicstantibus.

B.ПУТИН: Мудрёно, но обстоятельно.

Д.МЕДВЕДЕВ: Звучит солидно, да. Значит, налицо как раз такие основания. А раз это так, то тогда такой договор подлежит денонсации в установленном порядке, при этом у нас возникает вот эта самая упущенная выгода в размере 11 миллиардов. Считаю, что абсолютно правомерно поставить вопрос о возмещении этих средств из бюджета Украины, что можно сделать в судебном порядке, основываясь на нормах денонсируемого соглашения. Это, конечно, жёсткие меры, но с другой стороны – нет документа, но есть совершённый нами платёж. И наши украинские партнёры должны понимать, что просто так ни за что не платят.

При этом также хотел бы напомнить о том, что в настоящий момент Украина и так имеет довольно значительный долг перед Российской Федерацией как государственный, так и корпоративный, включая 3 миллиарда займа, которые мы им недавно предоставили в соответствии с Вашими договорённостями в виде покупки еврооблигационного займа, и накопленную задолженность «Газпрому» – порядка 2 миллиардов долларов. Таким образом, совокупный объём обязательств разрастается до очень значительной суммы.

B.ПУТИН: 11 и 5?

Д.МЕДВЕДЕВ: Да, 16 миллиардов долларов. Считаю, что мы такие деньги не можем терять – с учётом того, что наш бюджет тоже имеет свои трудности. Предложил бы рассмотреть эти вопросы в установленном порядке.

B.ПУТИН: Дмитрий Анатольевич, напомните, пожалуйста. Получилось так, что мы предоставили вот эту льготу по энергоносителям сразу же после подписания – с 2010 года. Но сделали это как бы вперёд, имея в виду, что само продление пребывания флота начиналось с 2017 года. То есть мы как бы авансировали эти деньги.

Д.МЕДВЕДЕВ: Так и есть, Владимир Владимирович, это именно, по сути, аванс с учётом наших особых договорённостей на тот период. И в принципе мы могли эти деньги не платить, но мы их заплатили, имея в виду то, что таковы были условия договора, и мы на самом деле тем самым помогали украинскому государству. Но с учётом изменившихся обстоятельств этот аванс подлежит возвращению.

B.ПУТИН: Да, у нас действительно есть такие основания. Давайте мы не спеша это всё обсудим, проанализируем. Я бы попросил подключиться к этому и Министерство иностранных дел и вместе с Правительством потом представить предложения.

<…> 

Источник: http://www.kremlin.ru/transcripts/20623
Дата публикации на источнике: 21.03.2014

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ о Федеральном законе «О ратификации Договора между Российской Федерации и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов»

Рассмотрев принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 марта 2014 года Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

  1.  Одобрить Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов».
  2.  Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
 

Москва
21 марта 2014 года
№ 68-СФ 

Источник: http://council.gov.ru/activity/documents/40595
Дата публикации на источнике: 21.03.2014

Подписан Указ о проведении 21 марта праздничного салюта в Москве, Симферополе и Севастополе

Владимир Путин подписал Указ «О проведении праздничного салюта в городах Москве, Симферополе и Севастополе».

Полный текст документа:

В честь образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя постановляю:

1. Произвести 21 марта 2014 г. в 22 часа по московскому времени праздничный салют из 30 залпов в столице Российской Федерации г. Москве, в городах Симферополе и Севастополе.

2. Министру обороны Российской Федерации определить порядок проведения праздничного салюта.

3. Расходы, связанные с подготовкой и проведением праздничного салюта, произвести за счёт бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2014 год Министерству обороны Российской Федерации.

Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. 

Источник: http://www.kremlin.ru/acts/20628
Дата публикации на источнике: 21.03.2014

Страница 14 из 91« Первая...1213141516...203040...Последняя »