Приложение к Решению Верховной Рады Автономной Республики Крым от 19.02.2014 г.
№ 1604-6/14
Проект
Концепция внесения изменений в Конституцию Украины по усовершенствованию статуса Автономной Республики Крым
Концепция внесения изменений в Конституцию Украины по усовершенствованию статуса Автономной Республики Крым разработана на основе современных политико-правовых идей конституционализма, безоговорочного требования сохранения унитарной формы государственного устройства и с учетом международно-правовых стандартов, доктринальных и правовых аспектов отечественного и европейского опыта функционирования автономных образований с целью укрепления конституционно-правовых основ оптимальной децентрализации публичной власти в Украине, более полного учета интересов населения Автономной Республики Крым, содействия сбалансированному развитию региона и качественному повышению эффективности организации власти в Автономной Республике Крым.
1. Проблема, требующая решения
Необходимость усовершенствования конституционной основы функционирования Автономной Республики Крым и ее органов вызвана рядом причин.
Конституция Украины, установив принципы конституционно-правового статуса Автономной Республики Крым и ее органов, выполнила важную учредительную роль, направив государствообразующие процессы в русло государственного единства и целостности, рационального объединения централизации и децентрализации публичной власти, построения основ регионального развития. В то же время современный этап государственного строительства требует концентрации усилий на формировании концептуально зрелой, структурно гармоничной и согласованной с отечественными традициями и лучшими европейскими образцами динамической модели конституционно-правового регулирования статуса данного региона, организации и деятельности его органов власти в их системной обусловленности, взаимосвязи и точной функциональной определенности.
За время независимости Украины был институционализирован статус Автономной Республики Крым, а также заложены правовые, организационные, экономические основы функционирования автономии. Несмотря на это конституционно-правовая и законодательная регламентация статуса Автономной Республики Крым и ее органов власти является нечеткой и пока незавершенной. Концептуальная неопределенность правовой природы автономии и ее органов усложняет определение места органов власти Автономной Республики Крым в общей системно-структурной организации публичной власти в государстве, рациональное размежевание предметной подведомственности и полномочий органов власти на территории автоно-мии, введение эффективного механизма взаимодействия органов власти Автономной Республики Крым с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Действующие конституционно-правовые положения, которые регламентируют статус органов власти Автономной Республики Крым, в большей части отражают общие подходы, присущие странам советской модели территориального управления. Примененные на опреде-ленном этапе становления украинской государственности подходы были обоснованны, учи-тывая национально-этнические, географические, социально-экономические и общественно-политические факторы принятия государственно-правовых решений. Однако их реализация обнаружила проблемы декларативности содержания отдельных конституционных положений, отсутствия системного подхода к формированию организационной системы публичной власти в Автономной Республике Крым. Отдельные законодательные акты, определяющие правовой статус органов власти Автономной Республики Крым, принимались иногда со значительным разрывом во времени под влиянием общегосударственных тенденций как децентрализации, так и централизации государственной власти. Высокая коллизионность норм этих законов несет скрытую опасность политико-правовых конфликтов. Внутренне противоречивый характер имеют и конституционно-правовые нормы, определяющие правовой статус Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым, который не отвечает общему статусу данного региона.
Правовая база функционирования органов власти на территории Автономной Республики Крым является слабо упорядоченной, содержит немало разногласий, неточностей и коллизий, и, кроме того, до сих пор не имеет ряда объективно необходимых актов. Чрезмерная и неоправданно детальная законодательная регламентация многих процедурно-процессуальных вопросов, даже внутриорганизационной деятельности органов власти Автономной Республики Крым нарушает гарантированную государством организационную самостоятельность автономии. Это поднимает вопрос о рациональном размежевании предметов нормотворчества органов государственной власти и органов власти автономии. Данная сфера является достаточно острым вопросом распределения компетенции между органами государственной власти и органами власти автономии. Высокая степень обобщенности конституционно-правового формулирования вопросов, по которым Автономная Республика Крым осуществляет нормативное регулирование, в условиях конкурирующего характера нормотворческих полномочий в одной и той же сфере органов государственной власти и органов власти автономии приводит к тому,
что полномочия Автономной Республики Крым не учитываются либо частично учитываются в специальных законодательных актах.
Конституция Украины не дает необходимых оснований для определения правовой природы актов Автономной Республики Крым, их места в общей системе законодательства Украины.
Основной Закон в редакции 1996 года содержит значительный пробел правового регулирования в части определения вида правового акта, которым Верховная Рада Украины утверждает Конституцию Автономной Республики Крым, порядка утверждения и внесения изменений в Конституцию Автономной Республики Крым, а также допускает нечеткое закрепление системы правовых актов автономии, места в системе законодательства Украины Конституции Автономной Республики Крым. Проблематичность определения юридической силы Конституции Автономной Республики Крым усложняет проблему правового обеспечения реализации органами власти Автономной Республики Крым полномочий, предусмотренных Конституцией Украины и Конституцией Автономной Республики Крым.
Требуют существенной модернизации конституционные принципы государственной политики в отношении Автономной Республики Крым. Отсутствие действенных конституционных гарантий статуса автономии, в том числе гарантий защиты прав и законных интересов населения Автономной Республики Крым, четких принципов и основ государственной политики, несовершенство законодательной базы регионального развития не содействуют эффективному функционированию публично-властных институций автономии и достижению стратегических ориентиров регионального развития. Обновление механизма взаимодействия региона с государством должно основываться на объединении процессов расширения полномочий, региональных органов власти, правовых и организационных способов влияния на формирование
и реализацию государственной политики с усилением органов власти Автономной Республики Крым по общественно-политическому и социально-экономическому развитию региона.
На сегодня не состоялось формирование полноценной и эффективной, материально-финансовой основы функционирования Автономной Республики Крым. Следует констатировать имеющуюся централизацию бюджетно-финансового управления, отсутствие достаточной доходной базы формирования республиканского бюджета, ненадлежащее финансирование делегированных полномочий, а также конституционно-правовую неопределенность гарантий, экономической самостоятельности автономии, формы собственности Автономной Республики Крым. Регион имеет ограниченные возможности относительно распоряжения инфраструктурным, природно-ресурсным потенциалом, расширение которых содействовало бы достижению качественно нового уровня эффективности и конкурентоспособности экономики и повышению качества жизни населения автономии. Обозначенное ставит задачу усиления гарантий экономической самостоятельности и надлежащего бюджетно-финансового обеспечения функционирования Автономной Республики Крым.
На решение указанных проблем направлена Концепция внесения изменений в Конституцию Украины относительно усовершенствования статуса Автономной Республики Крым.
2. Цель Концепции
Целью Концепции является создание надлежащих правовых, институциональных, организационных, материально-финансовых и других принципов, необходимых для повышения эффективности функционирования органов власти Автономной Республики Крым, улучшения условий для реализации прав и свобод человека и гражданина в Автономной Республике Крым, обеспечения комплексного и стабильного развития региона.
Решение проблемы базируется на положениях современного конституционализма, международно-правовых актов и осуществляется на основах унитаризма, законности, верховенства права, народовластия, оптимальной децентрализации, согласования общегосударственных, региональных и местных интересов, демократизма, сбалансированности и социально-экономического развития региона с учетом исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций.
3. Пути и способы решения проблемы
Конституционно-правовое обеспечение реализации правового статуса Автономной Республики Крым, формирование эффективного механизма публично-властного управления на территории автономии и оптимальных социально-экономических условий развития региона требуют:
Способами решения проблемы могут стать:
4. Ожидаемые результаты
Ожидаемыми результатами внесения изменений в Конституцию Украины являются:
Источник: http://www.rada.crimea.ua/content/uploads/files/sbornik/2014-02-2.pdf
Дата публикации на источнике: б/д