Из выступления главы фракции «Союз» Светланы Савченко в крымском парламенте: «60-летие нахождения Крыма в составе Украине – это не праздничная дата»

Крым в 1991 году оказался заложником катастрофы развала СССР. Результаты референдума 20 января и 17 марта 1991 года остались нереализованными. За все эти годы права и полномочия автономии урезались и игнорировались. Как же стало возможным, что один из уникальных, богатейших и благополучных регионов оказался на периферии нормальной жизни? Отчего некогда процветающая союзная республика Украина, имевшая едва ли не лучшие стартовые возможности для заплыва в незалежность, оказалась на грани деградации?

На мой взгляд, проблема заключается в следующем. В сам фундамент украинской государственности был заложен порочный принцип. Идея строительства своего, обособленного дома базировалась не на созидании, а на отрицании органических частей этого строения – части истории, части культуры и части собственного народа. Вместо того, чтобы объединить общество, никогда не бывшее органичным целым ни в историческом, ни в политическом, ни в культурном плане, вместо того, чтобы уравнять в правах и достоинстве каждого члена общества, каждую этническую и конфессиональную группу – осуществлялся курс на разделение. В конфессиональном плане поощрялся курс на раскол, а геополитический вектор строился на дистанцировании от России.

Сегодня, когда прозвучала фраза о том, что власть ответственна за происходящее, следует подчеркнуть, что неравноправие и разделение строилось 23 года. Не вчера появилась улица имени батальона Нахтигаль СС во Львове.

Сегодня, когда маски сброшены, когда беспрецедентно давление извне и очевидно предательство внутри, перед нами стоит вполне реальный вопрос: как обеспечить нормальные условия жизни для крымчан? Есть вещи, которые кажутся настолько очевидными, что даже странно о них говорить. И тем не менее, что такое автономия? Это особый статус территории или организации в государстве, предусматривающий более-менее широкие возможности самостоятельно решать свои внутренние проблемы. Вне пределов прав или полномочий государства или организации, в чей состав входит данная самоуправляющаяся единица. Автономия может осуществляться в форме самоуправления на уровне государственном или административном.

В чем основные цели существования Автономной Республики Крым? Главная цель – это реализация потенциала Крыма: человеческого, природного, исторического. Это достижение достойного уровня жизни крымчан во всех смыслах: духовном, материальном, культурном, социальном, физическом. Именно соблюдение долговременных интересов социально-экономического развития Крыма требует осуществления экономической самостоятельности, что означает право крымчан на пользование, владение и распоряжение всеми ресурсами полуострова и его потенциалом.

Крыму необходимо не декларативное, а реальное право на установление налогов и сборов на использование доходов от хозяйственной деятельности по собственному усмотрению и нормативному регулированию, право на самостоятельное определение форм, методов и направлений осуществления образовательной, культурной и языковой политики. Автономный статус – это возможность для всех крымчан в унитарной Украине сохранить свои культурные, исторические, этнические и языковые особенности.

Первым шагом в изменении подходов к полномочиям автономии может стать соблюдение иерархии законов, когда будет определен примат конституционных норм – норм Конституции Украины и Конституции Автономной Республики Крым в законодательстве Украины. Ненормально, что сегодня Бюджетный кодекс ставится выше норм Конституции Крыма. И ненормально, что Автономная Республика Крым не имеет своего представительства в органах государственной власти Украины.

Абсолютно нормально и демократично проведение в республике широкого обсуждения, плебисцита по вопросу расширения полномочий автономии. Поскольку важнейшая из парламентских задач – это не навязывание обществу тех или иных взглядов, а отражение в нормотворческой деятельности интересов всех его слоев.

Крым действительно уникален и требует бережного отношения к своим богатствам. Но нельзя подменять любовь к родине лишь интересом к ее ресурсам.

Задача политиков, политических организаций, если они всерьез озабочены благом общества, – предложить систему объединительных идей. Исторически выверенная идеология общности наших народов, связанных одной судьбой, должна быть возведена в рамки государственной. Не народ должен существовать для государства, а государство для народа. Следовательно, политика государства – это не шанс для элит выслужиться перед многовекторными партнерами, а инструмент для народного процветания. Только объединение общества, совместные усилия религиозных конфессий, государственной власти, ответственных общественных организаций дадут возможность самому обществу укрепиться и развиваться, а человеку — построить жизнь. 

Источник: http://www.rada.crimea.ua/news/19_02_14_9
Дата публикации на источнике: 18.02.2014