Из заявления народного депутата Украины Вадима Колесниченко на Всеукраинском форуме областных советов Украины и Верховного Совета АРК

Все мы согласны с тем, что проблемы взаимоотношений между центром и регионами, необходимость расширения полномочий органов власти на местах, наполнение местного самоуправления реальным экономическим и финансовым содержанием, социальные, языковые, этнические, межконфессиональные отличия все более остро проявляются в современной Украине. В последние 10 лет эти проблемы нарастают. Чрезмерная концентрация государственной власти в руках центральных органов, отсутствие финансовой основы, несамостоятельность местного самоуправления, крайне низкий уровень привлечения региональных элит в процесс принятия государственных решений на фоне культурных, исторических, экономических и политических отличий между регионами Украины являются главными дестабилизирующими факторами украинского общества.

Народ, который согласно Конституции является единственным источником государственной власти, за годы независимости так и не стал ее реальным субъектом. Сосредоточив в своих руках огромные полномочия, значительную часть финансового ресурса центральная власть, зачастую, игнорирует интересы регионов и, в первую очередь, в тех местах, где проживает большая часть населения страны, где производится основная часть национального продукта. В такой ситуации, по мнению многих коллег, возможным вариантом решения этих проблем может стать децентрализация власти по европейскому образцу Украины на федеральных началах (например, облисполкомы с повышенными полномочиями в бюджетной сфере и распорядительной). Мы имеем сегодня примеры мирового сообщества: более 30 федеративных государств в мире, которые на сегодня дают более 80% мирового валового продукта, относятся к наиболее стабильным государствам. Именно в условиях федерального устройства украинские регионы смогут пользоваться широкими полномочиями в административной, экономической, гуманитарной сферах. Это будет залогом их эффективного развития. Федерализация создаст условия для более активного и непосредственного участия граждан в управлении делами своих территориальных общин и откроет социальные и политические лифты для молодежных и региональных элит. В условиях федерализации подавляющая часть налоговых поступлений – от 80 до 100% должны оставаться в тех регионах, где они собраны. Это даст возможность решать на местах проблемы ЖКХ, образования, защиты здоровья, культуры, социальной сферы. При этом трансформация Украины от унитарной формы до федерации может происходить в несколько этапов: децентрализация (расширение полномочий административно-территориальных единиц при одновременном сокращений полномочий центральных органов власти; обеспечение финансово-экономической самостоятельности местных громад), регионализация (наделение местных общин дополнительными самоуправленческими функциями, максимальная финансовая автономия регионов, установление четкой ставки отчисления налогов, собранных на территории). Реализация этих двух этапов не требует внесения изменения в Конституцию, достаточно принятия законов парламентом. Третий этап – федерализация – тема обсуждения через местные референдумы 

Источник: http://www.rada.crimea.ua/news/12_02_2014_7
Дата публикации на источнике: 12.02.2014