Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина перед голосованием по проекту резолюции Совета Безопасности ООН по ситуации на Украине

Г-жа Председатель,

Мы неоднократно излагали в этом зале суть российской позиции в отношении генезиса и развития внутреннего кризиса на Украине. Этот общий контекст важен для понимания нашего отношения к подготовленному делегацией США и выносимому сегодня на голосование проекту резолюции Совета Безопасности ООН.

Ни для кого не секрет, что Российская Федерация проголосует против предложенного проекта. Мы не можем согласиться с его основным посылом – объявить не имеющим юридической силы запланированный на 16 марта референдум, в ходе которого сами жители Республики Крым должны определить свое будущее. Подобная философия авторов текста идет вразрез с одним из базовых принципов международного права – принципом равноправия и самоопределения народов, закрепленным в статье 1 Устава ООН. Данный принцип подтвержден в Декларации ООН о принципах международного права 1970 года, целом ряде других решений Генассамблеи ООН, в Хельсинкском заключительном акте 1975 года.

Мы не оспариваем принцип территориальной целостности государств. Он, безусловно, очень важен. Понятно и то, что реализация права на самоопределение в виде отделения от существующего государства – это неординарная мера, применяемая тогда, когда дальнейшее совместное существование в рамках одного государства становится невозможным. Причем, как показывает практика осуществления права народов на самоопределение, в большинстве случаев оно осуществлялось без согласия центральных властей государств.

Применительно к Крыму такой случай, очевидно, возник в результате правового вакуума, появившегося в результате неконституционного вооруженного государственного переворота, осуществленного в Киеве национал-радикалами в феврале 2014 г., как и прямых угроз со стороны последних навести «свой порядок» на территории всей Украины.

Следует также отметить, что все общепризнанные принципы международного права тесно взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в свете других принципов международного права, конкретных политических обстоятельств и исторической специфики.

Между тем, политико-правовой и исторический фон сегодняшних украинских событий весьма непрост. Нелишним было бы напомнить в этой связи, что до 1954 г. Крым был частью Российской Федерации. Украине он был передан в нарушение действовавших в то время норм советского законодательства и без учета мнения на этот счет населения Крыма, оставаясь, тем не менее, в рамках единого государства – СССР. В момент распада СССР Крым оказался в составе Украины автоматически. Мнением народа Крыма опять-таки никто не поинтересовался. После распада СССР на протяжении более чем 20 лет Крым пытался реализовать свое право на самоопределение. В январе 1991 г. в Крымской области был проведен референдум, в результате которого был принят закон Украины о восстановлении Крымской автономии. В сентябре 1991 г. Верховный совет Крыма принял «Декларацию о государственном суверенитете». В 1992 г. была принята Конституция Крыма, провозгласившая Крым независимым государством в составе Украины. Однако в 1995 г. решением Верховной рады Украины и президента Украины она была отменена без согласия народа Крыма.

Целый ряд других аргументов в пользу законности крымского референдума мы приводили в ходе заседания Совета Безопасности 13 марта.

В заключение хотели бы подтвердить, что мы будем уважать волеизъявление крымского народа в ходе предстоящего 16 марта референдума. 

Источник: http://www.russiaun.ru/ru/news/sc_ukr1503
Дата публикации на источнике: 15.03.2014