Признание в обмен на федерализацию

Владимир Путин, комментируя в беседе с журналистами события в Украине, отметил, что революционная ситуация в этой стране назревала давно, что люди недовольны коррупцией и расслоением общества. Российский президент заявил, что понимает майдан и справедливые требования провести кардинальные перемены в политике, вывести новых людей в верхние эшелоны власти.

Путин чуть ли не впервые заговорил о протестном движении на постсоветском пространстве как о чем-то сложном, многосоставном и оправданном, не сосредотачиваясь исключительно на том, что происходящее выгодно внешним антироссийским силам, Западу. Тема западного интереса при этом не исчезла из дискурса Центрального телевидения и депутатов Госдумы, равно как и тема рвущихся к власти в Украине националистов и «фашистов». Путин тоже на этом останавливался. Однако президент посчитал нужным подчеркнуть, что у майдана есть своя правда, просто перемены в Украине произошли в обход принятой процедуры (законная отставка президента, импичмент и т.п.) и поэтому их итоги нелегитимны.

Российская власть считает, что никаких политических перспектив у Виктора Януковича нет. Но для нее именно он законный, то есть избранный в соответствии с процедурой, президент Украины. Для российской власти нелегитимны таким образом кабинет министров во главе с Арсением Яценюком, а также и.о. президента Украины Александр Турчинов. Вместе с тем Путин дал указание поддерживать контакты даже с «не вполне легитимными» властями Украины на правительственном уровне. Он готов признать итоги майских президентских выборов, если все без исключения граждане Украины получат возможность для свободного волеизъявления.

Другими словами, Путин допускает возможность легитимизации нынешней правящей элиты в Украине – в том или ином виде. Он понимает (или, во всяком случае, должен понимать), что возможности вернуться к ситуации 21 февраля уже нет, а однозначная ставка России на Януковича, сделанная в последние годы, провалилась. Сейчас Путину важно добиться того, чтобы процедура легитимизации новой власти не отражала факт российского поражения, но, напротив, подчеркивала, что Россия по-прежнему влияет на украинскую политику. Например, элита, представленная Яценюком, Турчиновым, Юлией Тимошенко или Виталием Кличко, получает общенациональный (а не только киевский или западноукраинский) мандат на управление страной, Юг и Восток страны соглашаются ее легитимизировать через участие в выборах, но при этом Украина принимает новую Конституцию и переходит к новому – федеральному – государственному устройству с расширением автономии регионов. Принцип федерализма может помочь и в решении крымской проблемы (если она не решится иначе в ближайшие недели).

Новая украинская власть, которой, по мнению Путина, недостает легитимности, может быть против такого варианта развития событий. Против него, вероятно, выступил бы и майдан. Однако пришедшая к власти украинская элита не может в данный момент принимать абсолютно независимые решения, не подчиняясь никакому внешнему влиянию. Она унаследовала страну в бедственном экономическом положении. Ей нужны деньги. Их может дать Запад, который сделал на новую элиту ставку и будет поддерживать ее. При этом Запад, будь то США или ЕС, едва ли потянет кризисную страну с многомиллионным населением. Ему необходимо разделить ответственность с кем-нибудь, и этим кем-нибудь может стать только Россия. Только она в данный момент может рассматриваться как потребитель украинских товаров, и эта экономическая привязка не может быть разрушена сиюминутно.

Западу выгодно, чтобы Россия признала легитимность украинской власти. России выгодно извлечь из ситуации пользу для себя, даже с учетом проигрышной ставки на Януковича. Значит, несмотря на события последних недель, они могут искать компромисс.

Источник: http://www.ng.ru/editorial/2014-03-07/2_red.html
Дата публикации на источнике: 07.03.2014
Автор: не указан