Ждите ответа

Так долго ожидаемый переезд нашего полуострова в родную Россию, как всегда бывает при таких мероприятиях даже на семейном уровне, рождает множество вопросов. Конституции и Украину по-прежнему связывают сотни тысяч незримых нитей: у кого-то на материке дети, у кого-то — бизнес или, наоборот, дед с бабкой в Крыму… Кабмин Украины, видимо, желая быть приличным в глазах остального мира, заявил об открытии «горячей линии» для всех, кто сталкивается с подобными вопросами.

Так вот, как показал жизненный опыт, если у вас есть куча свободного времени, скрученные из стальных канатов нервы, застоявшийся в молчании стационарный телефон и вся ваша грусть-беда в том, что из-за перехода друзей и приятелей на мобильную связь вам не с кем часами ностальгировать о прошлом и ругать настоящее, то знайте, вы не одиноки.

Правительство Украины позаботилось о вас и всех остальных крымчанах, открыв эту «горячую линию» для слива всех ваших бед, проблем и страданий. Дозвониться туда пара пустяков: сразу видно, Кабинет министров, являя милость к недавним своим согражданам, не стал экономить на их отчаянии и горе от расставания с ненькой, и подсадил на линию несметное число сотрудников, оперативно поднимающих трубку телефона.

Но на этом всей оперативности и конец. Киевский голос, еще секунду назад бодро рапортовавший о том, что «горячая линия» Кабинета министров вас «слухает» и согласно вашей просьбе моментально переходящий на русский язык, прокисает после любого вашего вопроса. Засевших на линии операторов вводит в ступор вопрос о причинах отключения электроэнергии, правилах пересечения границы, выдаче внутренних паспортов детям, чьи родители желают видеть их гражданами Украины, переводе в учебные заведения Украины крымских студентов, приеме беженцев из Крыма, получении пенсий, социальных пособий и зарплат тем, кто, проживая в Крыму, останется гражданами Украины. Все как один операторы предлагают зарегистрировать обращение в качестве официального заявления, оставить координаты для связи или письменного ответа и ожидать его в течение пяти-тридцати дней.

То есть у вас в кармане лежит билет на завтрашний поезд к живущей на материковой Украине родне, а вам не удается добиться ответа на элементарный вопрос, может ли едущий с мамой ребенок спокойно и без проблем пересечь границу или с переходом Крыма под юрисдикцию России требуется нотариальная доверенность от отца. В ответ вам обстоятельно объяснят, что официальный ответ поступит в течение некоторого времени, растянутого примерно на месяц, а если вам «горит», то пожалуйте на другую «горячую линию» — например, державной прикордонной службы. Вас и телефонами их снабдят, лишь бы не надоедали, отстали и не мешали отбрыкиваться от следующих настырно звонящих крымчан.

Но не стоит истово благодарить и уж тем более бросаться звонить по указанным номерам телефонов. Дело в том, что ваш звонок вполне может прийтись на вторую половину субботнего дня или вообще воскресенье, а потому единственным приятным собеседником окажется автоответчик с механическим голосом, бесстрастно извещающим о том, что у нормальных людей начались выходные и им недосуг заниматься вашими проблемами. Вы вновь кидаетесь звонить на «горячую линию» правительства Украины, потому что чемодан уже собран, ребенок под парами, вы на взводе, а вопрос не решен.

Но в Киеве-то и думать забыли о вас и верят, что никакой вы не тупица, чтобы дважды звонить по одному и тому же вопросу. На связь выходит другой оператор, такой же «оперативный» и столь же грамотно владеющий русским языком, а главное – настолько же «осведомленный». Правда, в ответ на ваш вопрос он дает другой номер телефона, к примеру, миграционного ведомства, автоответчик которого вам столь же корректно сообщает, что наступили выходные. Но у вас еще осталось время до отправления поезда, слегка потрепанные, но еще стойкие нервы и нет иных вариантов получения ответа на интересующий вас вопрос, кроме «горячей линии» правительства Украины.

Третий оператор все так же вежлив, столь же блистательно владеет литературным русским, а главное – имеет ту же степень «информированности» в вашем вопросе, как и его коллеги по проводу. Ему известен еще один номер телефона, уже «горячей линии» министерства внутрешних справ, откуда все тоже снялись на фронт, в смысле на два выходных. Но вы все еще надеетесь, что подчиненные пана Яценюка, молившего крымчан разве что не на коленях оставаться паспортом и душой украинцами, думают про вас. На самом же деле у них к этому времени начисто истощился ресурс известных им номеров телефонов «горячих линий» других государственных ведомств Украины, а сами они, утомленные собственной вежливостью и необходимостью улыбаться вам, невидимому, во все тридцать два зуба, готовы послать вас уже на костер.

Но мы, крымчане, чья стойкость десятилетиями ковалась резвыми на всякие разные вопросы отдыхающими, полагали, что знаем, как по примеру назойливых курортников «достать» до печенок невидимых телефонных чиновников. Однако эти, с «горячей линии», видимо удержались при новой власти именно потому, что знают, как не дать «достать» себя и начальство до этих самых печенок.

Когда все аргументы с вашей и их стороны исчерпаны, когда все ваши воззвания к человечности пропущены ими мимо ушей, когда время отправления поезда на исходе, когда ваши нервы истончены до нитки, вас наконец-то извещают о главном: это «горячая линия» правительства Украины для всех граждан незалежной, а не персонально для крымчан.

И самое убийственное, что эта линия, скажет вам оператор, не приспособлена для оперативного реагирования на вопросы, а просто в обычном режиме «снимает» их, как пенку с молока. А если вы совсем тупой, непонятливый или наивно верящий в туфту о персонификации этой самой «горячей линии» для крымчан, то можете и впредь копить для нее вопросы: вдруг они пригодятся вам для ток-шоу Савика Шустера, где на прямую связь с вами выйдет большой и важный украинский политик, спящий и видящий вас ховающим за пазуху синюю паспортину.

Спору нет, ответ на вопрос о получении украинского гражданства несовершеннолетними детьми может подождать и месяц-другой, но как прожить и сколько придется продержаться без пенсий и пособий, грея на груди паспорт громадянина? И как все-таки быть с билетом на отходящий поезд, когда не исключена вероятность, что державна прикордона служба высадит вас вместе с ребенком в чистом поле, ссылаясь на конкретную статью закона Украины о паспортном режиме, пограничном контроле и миграционных правилах?

По логике вещей на таких «горячих линиях» как минимум должны работать хорошо осведомленные или, в крайнем случае, грамотно проинструктированные в тонкостях нынешней непростой для рядовых граждан ситуации сотрудники, коим полагается иметь под рукой широкий темник по вопросам гражданства, миграции, финансирования. Во-первых, это дает возможность людям почувствовать к себе нормальное человеческое отношение. А во-вторых, хотя бы в такой малости показать, что о крымчанах думают не только по случаю президентских выборов на Украине.

А что получается на деле, когда вопросы остаются безответными? Только два свежих примера. Приехавшая в гости к киевским родственникам с дочерью-школьницей керчанка Татьяна Николаевна оставляет ее у них, поскольку проверявшие на границе пассажиров сотрудники погранслужбы Украины предупредили ее о необходимости иметь нотариально заверенную доверенность от отца ребенка, разрешающего выезд дочери за границу. Пока он, работающий в Европе, не знающий законов чужой страны, найдет, как и где ее сделать и перешлет домой, может закончиться учебный год. А живущую в Щелкино с дедушкой и бабушкой пятнадцатилетнюю Анюту, чьи родители работают в Киеве, только из жалости не высадили из поезда сотрудники державной пограничной службы, узнав, что она едет без сопровождения взрослых, имея на руках не паспорт, а свидетельство о рождении.

Как выяснилось только в пути следования поезда, такие же «доки» в государственных законах работают не только на «горячей линии» правительства Украины, но и на железнодорожных вокзалах Крыма и Киева. Ведь и керчанка Татьяна Николаевна, и мама Анюты, прежде чем задумывать поездку, звонили на «горячую линию», лично приобретали билеты на поезд детям, наконец, девчонок абсолютно спокойно пропустили в вагон проводники.

Никто и ухом не повел, чтобы избавить женщин и детей от вероятности проблем, которые могут возникнуть при пересечении государственной границы. Ситуаций, подобной этой, может возникнуть множество. И эта еще самая предсказуемая, вероятную неприятность которой вполне по силам не допустить сотрудникам «горячей линии» правительства Украины и железнодорожных вокзалов. Надо только не заставлять ждать ответа, быть компетентными в ведомственных вопросах и относиться с уважением к людям не по случаю и поводу, а просто от человеколюбия и каждый день.

Источник: http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=11829
Дата публикации на источнике: 31.03.2014
Автор: Тамара Кулыбышева