«Дети революции»

Во времена напряженных событий голоса женщин (если это не политики или активистки) не особенно слышны. Тем не менее, эти голоса – жён, матерей, хранительниц домашнего очага, мира, семейных ценностей, – сейчас могут озвучить многое, и куда более актуальное и важное, чем иные политические лозунги и воззвания.

Светлана – учитель, сейчас в декретном отпуске. Ее ребенку нет и полугода. «Дитя революции» – по-другому не скажешь. Эта мужественная женщина успевает и отдавать все свое сердце семье, и сопереживать происходящему в Крыму, неплохо разбираясь в ситуации.

Взглянем на нынешний Крым глазами молодой матери.

– По понятным обстоятельствам, вы не могли непосредственно участвовать в Крымских событиях, поддерживать их участников впрямую. И, тем не менее, вы смотрите новости, периодически отмечаетесь со своим мнением в интернете, и самое главное – голосовали на референдуме за воссоединение Крыма с Россией. Почему вы сделали такой выбор? 

– Я выбирала из двух зол меньшее. Не могу сказать, что впадала в эйфорию по поводу изменения политического положения Крыма на карте, но то, что творится сейчас в Украине, и в политике, и в экономике, пугает своей жестокостью, непредсказуемостью и безысходностью, поэтому надеюсь, что в России будущее нашего полуострова окажется более стабильным и процветающим. Наверное, это эгоистично по отношению к тем областям материковой Украины, которые остались против своей воли в ее составе… И все же, не считаю Крым «эгоистом» – знаю, что многие в нем встали на это противостояние ради будущего своих детей и внуков – а это самая что ни на есть человечная причина.

– Наше поколение – дети и подростки 90-х. События 91 года, распад Союза, экономически и социально нестабильные годы не лучшим образом повлияли на характеры тогдашних детей, а особенно старших школьников. Психологи отмечают, что это — поколение «нервных», не умеющих определиться, испытывающих трудности в социальной адаптации людей. Или наоборот – чересчур активных и наглых… Но в любом случае – нестабильных, негармоничных личностей. Поколение тех, кому сейчас 20-25 лет – куда спокойнее, и его жизненный вектор определеннее. Тем не менее, у юного поколения отмечается заметная бездуховность (не будем однозначны во мнении, что духовность – результат страданий, но есть и такая позиция). Как вы думаете, отразятся ли нынешние события на психике и характерах современных «детей революции»? 

– Конечно, отразятся. Уже сейчас в детском садике дети, которые дружили, ссорятся из-за того, что кто-то хочет жить в России, а кто-то – в Украине. Что тогда говорить о подростках-школьниках, студентах… Мир раскололся на две половины, и больнее всего это ударило по родственным и дружеским отношениям, особенно если это незрелая психика ребенка или подростковый максимализм. Ну и, конечно, осознание того, что ты много лет жил в одной стране – и вдруг по мановению руки живешь в другой, наверное, отразится на психике многих – и не только детей. Ну и, конечно, думаю, переходный период будет не легким во многих сферах жизни. Мы все уже приготовились держаться и справляться. Главное – верить в лучшее.

– Как относятся к происходящему родители? Видела, как многие из них водят детей на митинги, даже используют в качестве «наглядного пособия». Фотографируют с «дядями солдатами» – российскими военными. Можно ли так «развивать» и «развлекать» ребенка или детей следовало бы поберечь? 

– Я не считаю, что для маленького ребенка это очень хорошее времяпрепровождение, это скорее «игры» для взрослых, чем для детей.

– Каким образом вы собираетесь воспитывать вашего ребенка? Имеется в виду степень патриотического воспитания. В какой мере оно необходимо? Должно ли быть гармоничным? 

– Я об этом еще не думала, но мне кажется, что патриотом нужно быть в меру. Может, это позиция труса, а может быть позиция – Женщины как той части человечества, которая гораздо чаще дает жизнь, чем ее отнимает. Но я, например, не понимаю тех, кто отдал свою жизнь в украинских событиях за эфемерные ценности: борьбу с коррупцией, вступление в ЕС и т. д. Мне кажется, ни одно событие в политической жизни страны не стоит человеческих жизней. По крайней мере, в том формате, в каком это происходило последнее время.

Это какое-то вырождение самого понятия патриотизма… Потому мы и теряемся в понимании, кто у нас кого предал, кто «предатель родины», какой родины, а не она ли сама нас предала… Хотя я восхищаюсь советским народом и Победой в Великой Отечественной войне, но мне кажется, в современном мире понятие Родины, Долга, патриотизма в какой-то степени нивелировалось, сейчас это «не модно».

– Думаю, что сейчас патриотическое русское воспитание в Крыму как раз таки станет модным. Однако перебарщивать нельзя – детские души очень чувствительны, на волне такой моды они могут вырасти русскими националистами, что было бы так же патологично, как и национализм украинский, плоды воспитания на котором украинских школьников и молодежи мы сейчас пожинаем. 

– Думаю, образованные и развитые матери и учителя могут найти нужную меру патриотизма и космополитизма, интереса и любви ко всему миру, ко всему живому. А также к культуре, науке, литературе, саморазвитию…

– Если уж заговорили о воспитании, тогда сам собой назревает вопрос, который не может обойти вниманием ни одна современная мать. О так называемых «европейских ценностях», которые сейчас пытаются продвинуть в умы и сердца жителей Украины: о раннем сексуальном развитии детей, легализации педофилии и других вещах, которые даже перечислять не хочется… 

– Действительно, и говорить об этом не хочется. Отвратительно! Я никогда не позволю воспитывать так моего ребенка. Славянское сознание испокон веков было целомудренным в самом лучшем смысле этого слова – нет, не забитым и зашоренным, а самобытным, чистым и свободным от навязываемой кем бы то ни было грязи. Таким оно должно оставаться и сейчас, хотя… конечно же, оно уже успело «нахвататься». Но не до такой же степени, как в Европе, легализующей извращения и посягающей на детей.

Этого допускать нельзя! Впрочем, не буду огульно осуждать всю Европу, в ней тоже живут порядочные люди, которых возмущает такая форма «развития» детей. Проходят акции протеста против подобного воспитания и «ценностей», умные люди не допустят, чтобы они стали всеобщими…

– Сейчас на острие – хотя, скорее личном, чем общественном, – всё, что связано с семейными ценностями, которые нередко кажутся опрокинутыми. Поговорим о состоянии душ наших мужчин. Ваш супруг вступил в ряды самообороны. Он собирался ехать защищать крымские границы. Позволили ли бы вы ему оставить семью в такой сложный период – ухода за новорожденной крохой? Что, в вашем понимании, является первостепенным для мужчины – родина или семья? 

– Для меня семья очень важна. Решение мужа не могло мне понравится, но я с уважением отнеслась к его выбору, тем более, что события могли до такой степени накалиться, что пришлось бы защищать и родину, и семью. Я рада, что все изменения в Крыму протекают мирно, но, если будет необходимо, думаю, многие наши мужчины выйдут на защиту своих близких.

– Впрочем, все зависит от обстоятельств. Если война, то, хоть трудно, но можно принять и благословить. Но сейчас время относительно мирное, и желание мужчины погеройствовать лишний раз может восприниматься здравомыслящей женщиной, озабоченной проблемами семьи и выживания, как легкомыслие и мальчишество. Или вы уже давно поняли различия в мужской и женской психологии? 

– Все мужчины – это большие дети. Хотя я и принимаю его «легкомыслие и мальчишество», мне все же, конечно, хотелось бы, чтобы муж больше внимания уделял семье и ее проблемам, чем политике.

– И снова вопрос о героях. На этот раз – о нынешней ситуации в целом. Многие понимают, что любые революции, смуты, перемены – это торжество людей нереализованных, не нашедших в мирных обстоятельствах своего места в жизни. Сейчас у них – чувство значимости, нужности, власти. Недаром многие киевские сотники не хотят уходить с майдана. Сейчас парадоксальные обстоятельства: нереализованные люди разрушают жизнь, дело, достижения, стабильность людей состоявшихся – да еще и определяют, как им жить, как мыслить, что чувствовать, что любить или ненавидеть… Каково ваше мнение об этом? Как вы – человек востребованный – видите свое будущее? 

– В чем-то я с вами соглашусь: большинство людей, которые вкусили революционный «хлеб» (в прямом и переносном – психологическом – смысле), не могут быстро адаптироваться к мирной жизни, наверное, даже независимо от востребованности в мирное время. Что и доказывается на данный момент в Украине наличием группировок, которые не хотят возвращаться в мирную жизнь и жить по ее законам, чем, наверное, пугают уже и тех, кто их спровоцировал и вывел на улицу, а теперь не знают, что с ними делать.

Будущее, надеюсь, будет мирным, плодотворным и радостным.

– Ваши пожелания Крыму, русским Украины. Может, что-то хотите сказать и противоположной стороне? 

– Я хочу, чтобы мы не забывали о том, что мы — славяне, братские народы, и должны быть сплоченными и дружественными, а не искать мифических врагов друг среди друга. Желаю всем процветания и мира, и мы не должны забывать, что никакая Европа или Америка не будут нам лучшими друзьями, чем мы сами – какими мы можем стать, если забыть о взаимных упреках, не впадать в националистические крайности, а помнить об общих истоках наших народов.

Источник: http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=11825
Дата публикации на источнике: 31.03.2014
Автор: Марина Матвеева