«Новая страница в истории»

Методический центр департамента образования Москвы в конце минувшей недели подготовил рекомендации по проведению в школах классного часа «Мы вместе», посвященного «воссоединению Крыма с Россией». Из рекомендаций следует, что Крым входил в состав Киевской Руси, был потерян с наступлением монголо-татарского ига, возвращен Екатериной Второй в конце XVIII века и передан Хрущевым Украине в 1954 году с нарушением Конституции РСФСР. Киевский же «Евромайдан» назван массовыми беспорядками. Эксперты уже сравнили предложенные материалы с преподававшимся в советское время курсом истории КПСС.

«Воссоединение Крыма с Россией – это знаковое событие, которое открывает новую страницу истории», – обращаются разработчики рекомендаций к московским учителям. Авторы документа подчеркивают, что крымский референдум 16 марта 2014 года «прошел в полном соответствии с демократическими процедурами и международно-правовыми нормами». Согласно приложенной исторической справке, Крым входил в состав Киевской Руси, был потерян во время монголо-татарского ига и возвращен в состав России в 1783 году по договору между Российской и Османской империями. В рабочих листах школьникам предлагается оценить отношение к новым территориям по выдержкам из манифеста Екатерины II «о присоединении Крымского полуострова, острова Тамани и всея кубанской стороны к России»: «обещаем охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру».

В справке утверждается, что именно после вхождения Крыма в состав России полуостров стал бурно развиваться. Передача же Крыма Украинской ССР в 1954 году названа противоречащей Конституции РСФСР. Следующий эпизод истории Крыма – референдум 20 января 1991 года по вопросу воссоздания Крымской АССР как отдельного субъекта СССР, за что проголосовали 93,26% избирателей. В сентябре 1991 года.

Верховный Совет Крыма принял Декларацию о государственном суверенитете республики. Однако украинские власти результаты референдума 1991 года проигнорировали, когда в 1995 году упразднили Конституцию Республики Крым и пост ее президента.

Длившийся с ноября 2013 года до февраля 2014-го «евромайдан» описан так: «На фоне массовых беспорядков и кровавых столкновений сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве президент Украины Янукович был отстранен от власти оппозицией и покинул страну, обратившись за помощью к России».

Принятие же Верховным советом Крыма и Севастопольским горсоветом 11 марта 2014 года Декларации о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя обосновано «разрастающейся дестабилизацией политической ситуации и повышением криминогенной обстановки в Украине» и целью «преодолеть кризис в рамках действующего законодательства».

К рекомендациям прилагается презентация, кроссворд и числоворд, посвященные крымским достопримечательностям и важнейшим событиям истории полуострова, а также текст речи Владимира Путина перед Федеральным собранием 18 марта 2014 года, когда и был подписан договор о вхождении Крыма в Россию.

Эксперты разошлись во мнениях, оценивая полезность для школьников и учителей предложенных рекомендаций. Председатель «Межрегионального объединения избирателей» Андрей Бузин в своем блоге отметил, что необходимо было также упомянуть про отказ Генеральной ассамблеи ООН 27 марта 2014 года признать легитимность референдума в Крыму. По словам г-на Бузина, «объективность и историчность» предложенной справки «примерно так же, как в Истории КПСС».

Историк член-корреспондент РАН Андрей Сахаров считает, что «в течение многих лет история присоединения Крыма к Украине подвергалась искажению» и «сейчас необходимо показать проблемную историю Крыма и постепенное его вхождение в состав России путем завоеваний, путем крови русского солдата». Г-н Сахаров считает, что необходимо объяснять новому поколению восстановленную «историческую справедливость».

«Традиция официозной пропаганды в российской школе имеет давнюю историю. В свое время принудительное изучение закона Божьего воспитало поколение яростных атеистов. Любой официоз, который лезет в школу, вызывает отторжение хороших педагогов», – заявил «НИ» учитель истории и председатель межрегиональной профсоюзной организации «Учитель» Андрей Демидов. По его словам, дети тему Украины обсуждают и высказывают разные мнения. Задача же учителя – «выслушать разные точки зрения и помочь их аргументировать, научить детей критическому мышлению». Разработчики рекомендаций утверждают, что документ носит рекомендательный характер. Андрей Демидов убежден, что в действительности будет осуществляться «жесткий идеологический контроль», так как подобное было всегда. «Печально, что в исторической справке отсутствует указание на то, что в ходе войны по приказу Сталина были депортированы крымские татары», – добавил педагог.

Историк, заслуженный учитель РФ Александр Снегуров также говорит «НИ», что обсуждать присоединение Крыма со школьниками следует «не по циркуляру, а в курсе диспута, высказывания различных мнений, возможно, даже спорных».

Источник: http://www.newizv.ru/society/2014-03-31/199403-novaja-stranica-v-istorii.html
Дата публикации на источнике: 31.03.2014
Автор: Анна Алексеева