Островной прецедент

Абсолютное большинство жителей Аландских островов говорят по-шведски и считают Швецию своим материнским государством, хотя Аланды на протяжении уже почти 100 лет являются автономией в составе Финляндии. Единственная попытка аландцев войти в состав родной Швеции и отсоединиться от Финляндии, ставшей независимой в 1917 году, привела к кризису, который был разрешен в результате мирных переговоров, длившихся четыре года, и закреплен Лигой Наций (ныне ООН) на международном уровне.

«Финляндия и Швеция приняли такое решение, которое в разной степени не устраивало все стороны, включая самих аландцев. Однако это было единственной возможностью мирного выхода из конфликта», — рассказала Сия Спилиопоулоу-Акермак, директор Института мира Аландских островов.

Речь идет о получении Аландскими островами статуса расширенной автономии, на что финский парламент решился лишь в 1920 году, три года спустя после начала конфликта, не желая терять стратегически важную точку в Балтийском море. Однако островитяне решили подстраховаться и потребовали не только гарантий на национальном уровне, но и на международном, обратившись в только что сформированную Лигу Наций.

В 1921 году Лига признала острова за Финляндией, обязав Хельсинки соблюдать право жителей автономии иметь свои органы самоуправления и использовать шведский как единственный официальный язык. Позднее было принято решение о демилитаризации и нейтрализации островов, на которых русским пришлось уничтожить свои военные форты еще после поражения в Крымской войне в 1856 году в рамках Парижского мирного договора.

Ситуация в Крыму, промежуточным итогом которой стала аннексия полуострова Россией, могла быть разрешена на основе уже сработавшей и успешно работающей по сей день Аландской модели, поскольку оба кризиса очень похожи.

«Аланды получили независимость в 1921 году. Абсолютное большинство жителей Аландских островов, примерно 96% жителей, хотели присоединиться к Швеции, как, например, и в Крыму», — рассказала Элизабет Ноклер, депутат финского парламента от Аландских островов.

Решение Лиги Наций оставить Аланды за Финляндией, по словам Ноклер, было принято против воли аландцев, которые хотели стать частью Швеции.

«Первое поколение аландцев наотрез отказывалось признавать решение, принятое дипломатами в Женеве. Только к 1950–1960-м годам аландцы начали предпринимать попытки развития автономии. Флаг и гимн островов, к примеру, были приняты значительно позже получения Аландами статуса расширенной автономии», — говорит финский депутат.

«Как исследователь и человек, проживший на островах много лет, я могу сказать, что не действия международного сообщества разрешили Аландский конфликт. Переговорный процесс начался задолго до 1921 года. Эти сложные переговоры велись между Хельсинки, Стокгольмом и Мариехамном, столицей островов. Несмотря на значительные разногласия, стороны относились друг к другу с уважением. Таким образом, была найдена некая золотая середина», — говорит Спилиопоулоу-Акермак.

Одно из главных отличий Крымского и Аландского кризисов в том, что Швеция, материнское государство, никогда не вводила свои войска на острова. «Основной упор был сделан на переговоры», — говорит Ноклер.

«Успех переговоров, на мой взгляд, заключается в том, что все стороны конфликта сошлись на том, что идеальное решение не может быть принято, — рассказывает директор Института мира. — Для только что ставшей независимой Финляндии, которая находилась в процессе формирования государственных институтов, было важно следовать принятому принципу верховенства права. Поэтому соглашение 1921 года до сих пор соблюдается финнами и поддерживается законодательством».

Ноклер, имеющая опыт дипломатической работы в ООН и по Балканскому кризису, не считает решение об инкорпорации Крыма в состав России мудрым. По ее мнению, модель «материнского государства», какой, по сути, является Аландская и коим могла бы стать Россия, для крымчан, более выигрышна.

«Швеция поддерживает Аланды в таких сферах, как культура и язык, образование и социальные программы, а также СМИ, телевидение и даже медицина. Но Швеция никогда не будет поддерживать Аланды политически в случае, если острова потребуют независимости от Финляндии», — рассказала Ноклер.

Власти Украины и Крыма, в том числе предыдущие, считает финский парламентарий и дипломат, совершили ошибку, не изучив опыт других автономий в мире, в том числе Аландской.

Источник: http://www.novayagazeta.ru/comments/62897.html
Дата публикации на источнике: 26.03.2014
Автор: Роман Ошаров