Крымский гамбит

Ситуация в Крыму развивается по российскому сценарию. «Референдум» с фантастической для Крыма явкой и предсказуемым единодушием дал Владимиру Путину основания подписать указ о признании независимости республики Крым. Однако есть основания полагать, что крымская проблема на этом не исчерпана.

В атмосфере противостояния

Блокирование украинских воинских частей с угрозами членам семей военнослужащих, несанкционированная проверка личных вещей прибывающих в Крым, переброска российской военной техники на полуостров — все это мало отвечало цивилизованным нормам о демократическом волеизъявлении. При этом крымская власть действовала в условиях плотного дипломатического прикрытия России, официальные лица которой бомбардировали информационное пространство заявлениями о нелегитимности власти в Киеве и угрозах жизни русскоязычного населения не только на полуострове, но и на всем юго-востоке страны.

Крымские татары продемонстрировали последовательную позицию, отказавшись принимать участие в референдуме о статусе Крыма. Забегая вперед, отмечу, что, по данным главы меджлиса Рефата Чубарова, в голосовании 16 марта приняли участие не более 1000 коренных жителей полуострова.

Центральная украинская власть не предпринимала попыток силой вернуть Крым. У нее нет ни военных возможностей, ни политической воли. Если коротко охарактеризовать действия официального Киева в крымском вопросе, то власти постоянно опаздывают, упускают инициативу, так и не сумев предложить Крыму варианты для диалога. Новая власть ограничилась обвинениями в адрес крымских премьера и спикера, но даже не попыталась вступить с ними в публичную дискуссию по вопросам развития АРК. Вместо этого на них заводят уголовные дела. Понятно, что Сергей Аксенов и Владимир Константинов не самостоятельны в своих решениях, но для крымчан они выглядят носителями актуальной идеи. Роспуск Верховного Совета Крыма накануне референдума ничего не мог изменить. Это выстрел по воробьям.

Царящие в Крыму пророссийские настроения ни для кого не секрет. Люди шли голосовать охотно. Жаль, что референдум проходил при участии только одобренных Кремлем иностранных наблюдателей.

Крымский избирком оперативно подвел результаты референдума, сообщив, что при явке в 83,1% за объединение с Россией высказались 96,77% опрошенных. Каким образом получились такие фантастические даже для Крыма показатели, местные специалисты по проведению голосования предпочли не уточнять.

Ускоряясь по накатанной

Украинская власть ответила на развитие событий в Крыму частичной мобилизацией и решением о формировании Национальной гвардии. С учетом сосредоточения российских войск на восточных и северных границах нашей страны и масштабного российского военного присутствия в Крыму этот шаг выглядит логичным. Посол Украины в России Владимир Ельченко отозван для консультаций в Киев.

Владимир Путин проявил завидную последовательность, оперативно подписав указ о признании Крыма независимым. 18 марта российский президент одобрил проект договора о вступлении Крыма в состав России в качестве нового субъекта Российской Федерации, и нет оснований полагать, что Федеральное Собрание будет иметь мнение, отличное от позиции главы государства.

Российский МИД тем временем предложил создать международную Контактную группу по Украине, которая будет изучать результаты волеизъявления крымчан, целесообразность федерализации нашей страны, придание русскому языку статуса государственного и обеспечение нейтрального статуса Украины.

В Киеве отклонили предложения Москвы и призвали мировое сообщество не признавать независимость Крыма. США и Европейский Союз ограничились символическими санкциями против российского, крымского и бывшего украинского руководства, при этом подчеркнув, что не признают результатов референдума 16 марта.

Скорого возвращения Крыма в состав Украины ожидать не приходится. Угроза российского военного вторжения в юго-восточные области нашей страны сохраняется, ведь и там большинство жителей говорит на русском, и многие из них испытывают симпатии по отношению к России. Официальному Киеву, по факту сделавшему недостаточно, чтобы Крым оставался в составе Украины, теперь придется выстраивать новую крымскую политику в условиях неподконтрольности полуострова. Не бросить украинских военных, давших повод стране гордиться Вооруженными силами, обеспечить поддержку крымских татар и украинского меньшинства в Крыму – вызовы для руководства страны не менее серьезные, чем модернизация армии.

Очевидно, что отношения между Россией и Украиной в обозримом будущем уже не будут прежними. Нужно признать, что Кремль одержал тактическую победу в Крыму. Киеву придется по-новому, куда более прагматично выстраивать отношения с Москвой и не слишком полагаться на Запад, который не горит желанием идти на конфронтацию с ядерной державой.

Парадокс ситуации заключается в том, что пророссийские в массе своей крымчане могут не получить всего набора обещаний в качестве жителей субъекта Российской Федерации, вступившей в период экономической стагнации. Но большой политике, как известно, не до мелочей, и интересы населения полуострова вряд ли будут учитываться так, как это было многократно обещано. Впрочем, следует признать, что и Киев все эти годы практически не занимался проблемами Крыма.

ПОЛИТОЛОГИ О СИТУАЦИИ В КРЫМУ:

Владимир ФЕСЕНКО, Центр прикладных исследований «Пента»:

Украине нужно будет принять закон об оккупации Крыма. Это позволит избежать проблем с президентскими выборами 25 мая.

Думаю, что возникнет также проблема с украинской собственностью, которую хочет национализировать Россия. Кроме того, нужно понимать, что производители продуктов в Крыму не смогут экспортировать свою продукцию за территорию России – иначе к ним будут применяться санкции. Также начнутся проблемы с шельфом Черного моря, с украинскими военными объектами и с беженцами. Жизнь Крыма кардинально изменится – это точно.

Тарас БЕРЕЗОВЕЦ, BertaCommunications:

Всех крымчан начнут заставлять принимать российское гражданство. Людям, которые откажутся принимать российское гражданство, предложат уволиться из органов государственной власти, из больниц, из школ, из университетов, а на их место придут более «достойные».

Крымский полуостров в скором времени может стать изолированной территорией. На непризнанную территорию запрещены полеты любых гражданских самолетов. Ни одна авиакомпания в мире, включая и российские, летать туда не сможет. Начнутся серьезные проблемы сообщения с материковой Украиной.

Все акты на землю, на право владения квартирами выданы государством Украина, и Россия будет их полностью игнорировать.

Кость БОНДАРЕНКО, Институт украинской политики:

Что касается мира и его отношений с Россией, скорее всего, вряд ли будут какие-то радикальные действия. Никто не станет объявлять России войну, никто не будет разрывать с ней дипломатические отношения. Но в экономическом плане возникнет очень серьезное напряжение, вплоть до разнообразных санкций. Хотя, мне кажется, Россия к этому морально готова.

Однако в данной ситуации крымская проблема – это проблема не только самого Крыма, не только Аксенова или Константинова. За это не меньшую ответственность несет и Киев, который не нашел возможностей договориться с крымскими политиками, считая их с самого начала сепаратистами и самозванцами.

Рано или поздно украинская власть все равно будет вынуждена пойти на нормализацию отношений с Россией. И если это сделать сейчас, то еще возможно установить федеративные отношения между регионами и конфедеративные с Крымом. Но чем дольше будет затягиваться процесс нахождения компромисса, тем больше этот компромисс будет похож на капитуляцию Украины. Не исключено, что через месяц уже придется договариваться о сохранении восточных областей при потере Крыма.

Вадим КАРАСЁВ, политолог:

У Евросоюза нет военного решения украинского вопроса, а дипломатическое решение не может не учитывать позицию России. Потому ЕС хочет, чтобы Киев пошел на переговоры и уступил по целому ряду вопросов. И не только ЕС. О том, что Украина должна быть нейтральной, заявили одновременно два аксакала американской геополитики — Киссинджер и Бжезинский. Причем Бжезинский сделал это заявление, учитывая мнение поляков: он понимает, что в результате раскола Украины Польша получит Западную Украину с крайне националистическим правительством, к чему там относятся негативно. Потому Польша предпочитает иметь в соседях Украину в нынешних границах. Впрочем, это объективная реальность: построение «украинской Украины» возможно лишь в половине страны; если же приоритетом является вопрос территориальной целостности, то необходимо ставить вопрос широкой культурной и экономической автономии регионов.

Источник: http://mk.kiev.ua/article/2014/03/21/1001995-kryimskiy-gambit.html
Дата публикации на источнике: 21.03.2014
Автор: Евгений Магда