Культура Крыма ждёт от России капремонта

Не секрет, что до последнего времени культурное сотрудничество России и Крыма находилось, мягко говоря, в вялотекущем состоянии. Ныне же все властные ведомства — и Минкульт в том числе — получили четкое распоряжение усилить взаимодействие по всем фронтам. Так, министр Мединский уже рапортует, что в Крым отправляются на гастроли разнообразные российские театры (приоритет за детскими), есть проект «вовлечения музеев Крыма в наше музейное сообщество» etc. Все это здорово, конечно. Но Крым ждет большего. Тамошние культурные институции полны надежд на мощные инвестиции, в чем мы и убедились, планомерно обзванивая крымские театры, музеи, цирки, филармонии…

Во-первых, сколько вообще в Крыму «очагов культуры»? Понятно, что каждый метр там можно считать следами готов, гуннов, скифов, греков, римлян etc. Но сейчас речь о местах, нуждающихся в присмотре, ремонте, содержании штата… Так вот таких, по нашим прикидкам, около ста. И тут не только многочисленные (как оказалось) театры Симферополя, Севастополя, Ялты, но и всяческие античные городища плюс Музей древностей в Саки, или Ханский дворец в Бахчисарае, или дворец Воронцова в Алупке, дворец Голицыной в Гаспре. Это и различные крепости (самая известная — генуэзская в Судаке), церкви и соборы (подчас имеющие разную «ведомственную» ориентированность), краеведческие музеи, музеи Волошина и Грина, Гурзуфский парк и Никитский ботанический сад, купальни Роффе и дворцово-парковый ансамбль «Дюльбер»…

В первом ряду — дом-музей Чехова, галерея Айвазовского, филармония, Симферопольский цирк, «Ласточкино гнездо», Массандровский и Ливадийский дворцы. Отправимся на экскурсию?

Театры. Кто б здесь, в Москве, подумал, что в Симферополе куча театров — Украинский театр драмы и музкомедии, Крымскотатарский академический, кукольный, ну и самый популярный — Русский драматический им. Горького. Туда в первую очередь и звоним.

— При новой геополитической конфигурации мы очень надеемся на увеличение финансирования, потому что трансферты, исходящие из крымского минкульта, ограниченны — денег катастрофически не хватает ни на заработную плату, ни на ремонты, ни на постановки, — сказали «МК» в дирекции.

На вопрос — а сколько бы вам хотелось для мало-мальски нормального существования — «горьковцы» ответили: «Бюджет не мешало бы увеличить хотя бы в 2 раза (а то приезжал в гости ярославский театр им. Волкова, нам даже завидно стало: у них и гранты, и то, и се — хотим так же)».

Что интересно, все культурные трансферты прежде шли из Киева в Крым, а уж местный минкульт распределял крохи по вверенным ему учреждениям. «Деньги мизерные, поэтому театр Горького все эти годы держался на голом энтузиазме», — объясняет замдиректора. Выручала только разрешенная сверху «хозрасчетная деятельность» (сдача помещений в аренду плюс гастроли по Крыму), потому что театр не имел права поднять стоимость билетов: жители полуострова небогаты. «Сами подумайте: у нас 6 сцен (одна большая, остальные маленькие), площадь 17 000 кв.м., театру уже 200 лет, капремонт нужен обязательно, уже более 20 лет ничего здесь не делалось, весь бюджет уходит на коммунальные платежи — ну как не включить, скажем, наши огромные люстры или как не отапливать театр зимой, когда на дворе до минус 15 градусов?» Вся ценность — в людях. Скажем, худрук Анатолий Новиков прослужил здесь аж 42 года, вот его стараниями и усилиями все здесь и держалось. Да и каждый артист относился к театру как к родному дому — «кто-то из дома краску принесет, кто-то шпатлевку, так и поддерживаем дом в чистоте и порядке».

Кстати, при ежедневных показах (2 спектакля в день) — средняя наполняемость по Симферополю 60–70%, то есть публика как таковая имеется. Пойдем дальше. Крымскотатарский театр работает в основном на выездах в ДК по сельской местности. А например, Ялтинский театр вообще не имеет своей труппы, работая сезонно только как прокатная площадка. Еще из крупных — Украинский театр драмы и музкомедии, звоним его директору Владимиру Загурскому (у театра нет версии сайта на русском).

— А вы так и останетесь «украинским» по названию?

— Как власть посмотрит. А почему нет? У нас и традиционный украинский репертуар (играем на украинском языке), и мюзиклы/оперетты/рок-оперы (на русском языке), и 10 балетных постановок (работаем с питерскими солистами), плюс 10 симфонических программ (свой оркестр из 34 человек). Мы вынуждены быть «многостаночниками», чтобы зрителю было интересно… ведь на приличные зарплаты и коммуналку бюджетных денег, естественно, не хватало! Налоги съедали всё: из заработанного рубля оставалось чистыми 25–27 копеек.

На вопрос «а нужен ли вам капремонт?» директор в сердцах заявил, что не просто капремонт, а давным-давно обещана реконструкция: «мы переросли свое помещение, у нас репзалов нет, всего одна сцена, а нужно три! То же касается и зарплат: артист должен быть самодостаточен, девушке надо одеться, накраситься, покушать хорошо, посетить спа-салон, только тогда ее можно словом таким назвать — «артистка». «А если нет…».

— А со своей краской в театр ходили?

— Нет, мы старались на это заработать. А заработать можно только хорошей посещаемостью плюс арендой зала (за это, кстати, мало налогов мы платим).

Музеи. Крым богат на музеи, и все объединены одной головной болью — отсутствием финансирования. Большинство нуждается в глобальном ремонте или реконструкции, оснащении пожарно-охранной системой и системой температурно-влажностного режима и не только…

— Музейные учреждения Крыма на сто процентов сами зарабатывают деньги на свое содержание, — говорит «МК» директор симферопольского Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин (в его фондах — более 150 тысяч экспонатов). — Государство не вкладывало денег в музеи, а то, что зарабатывалось самостоятельно, шло на зарплату, коммунальные платежи и охрану. На нее, впрочем, не всегда хватало. С 2001 года, когда я возглавил музей Тавриды, до сего дня мы получили целевых денег на развитие экспозиций около 500 тыс. гривен (около 2 млн рублей). А для понимания — переоборудование одного выставочного зала стоит порядка 100 тысяч. Наш музей, который всегда был оплотом русской имперской культуры в Крыму, находится в здании бывшего областного комитета компартии, которое не удовлетворяет требованиям, необходимым для сохранения экспонатов.

Вопрос финансирования — общее место для каждого крымского музея. Так, знаменитая Картинная галерея Айвазовского в Феодосии, основанная самим художником в конце ХIХ века, ждет средств для завершения реставрации Большого зала — сейчас главная выставочная площадка закрыта на консервацию. «Реставрация идет в несколько этапов, сейчас два из них выполнено, но на завершение работ в Большом зале денег нет», — рассказала «МК» замдиректора Татьяна Колчина. О пожарно-охранной системе и температурно-влажностном режиме (особенно необходимом прибрежному музею) приходится только мечтать. А ведь галерея ежегодно принимает до полумиллиона посетителей — странно, что краска с картин до сих пор не осыпалась…

Реставрация Дома-музея Волошина в Коктебеле, сделанная к его столетию в прошлом году, — скорее исключение. Впрочем, восстановили культовое место, хранящее память о самых знаменитых поэтах Серебряного века, за счет частных спонсоров, а не за счет государства. Львиную долю финансирования взял на себя один крупный российский банк, он же готов выделить средства на реставрацию Дома-музея Анастасии и Марины Цветаевых в Феодосии. Но эта поддержка не решает всех проблем заповедника «Киммерия М.А. Волошина», в состав которого входят, кроме самого «Коктебельского заповедника», музея сестер Цветаевых и Дома-музея Волошина, еще Дом-музей Паустовского, мемориальный музей А.Грина и Литературно-художественный музей в Старом Крыму.

— Здание Литературно-художественного музея находится в аварийном состоянии — есть заключение, — говорит «МК» директор заповедника Борис Полетавкин. — По Дому-музею Волошина с 2009 года лежит готовый проект с проектно-сметной документацией о строительстве фондохранилища. Фондовая коллекция — свыше 50 тысяч единиц — должна храниться рядом с домом Волошина, а это на берегу моря. Обеспечить температурно-влажностный режим в музее без него невозможно.

Куда сложнее будет разобраться, например, с охранными зонами и статусами памятников культуры. Так, охранная зона Дома-музея Волошина ограничивается забором — за ним идет хаотичная застройка. В доме матери Волошина — так вообще гостиница, хотя по-хорошему он тоже должен быть признан памятником культуры. Но здесь проблема собственности… К примеру, Дом творчества писателей в Коктебеле когда-то был передан в аренду Союзу писателей Украины, тот нарушил все, что можно было нарушить, и год назад Коктебельский поселковый совет поднял вопрос об аннулировании договора.

Остаются проблемы организационные (такие, как стоянки для туристических автобусов), политические, с которыми еще предстоит разбираться МИДу России. Дело в том, что референдум по Крыму случился в тот момент, когда выставки многих местных музеев находились за границей. И вернутся ли назад эти экспонаты? Не факт.

— Застряла выставка в Голландии, — говорит директор музея Тавриды Андрей Мальгин. — Я получил письмо от организаторов, где они пишут, что рассматривают экспонаты как национальное достояние государства Украина.

Филармония. И в музыке, увы, не обошлось без проблем: шутка сказать, у Крымской филармонии (а ей исполнилось 75 лет) нет своего концертного зала! Хотя в ее подчинении симфонический оркестр из 90 музыкантов, известный хор «Таврический Благовест» и другие коллективы (всего в штате — свыше 300 человек). «Мы очень надеемся, — сказал «МК» концертный директор, — что нам предоставят хотя бы те площадки, которые мы когда-то имели (например «Юбилейный» в Ялте). А пока для абонементных концертов арендуем либо зал музучилища в Симферополе, либо Театр им. Пушкина в Евпатории».

— А есть ли репетиционная база у вашего оркестра?

— Базу только в прошлом году дали, там сейчас ремонт, пока оркестр репетирует в санатории Кирова. Опять же аренда… Оркестр знаковый, его знают в мире, зимой были на гастролях в Испании — отзывы прекрасные!

Цирк. Единственным, кто ни на что не просил у России денег, был весьма уверенный в себе директор Симферопольского цирка Борис Тезиков. Ранее его цирк подчинялся напрямую Киеву, а теперь перейдет в ведение крымского минкульта.

— Скажите, вы хотели бы войти в состав Росгосцирка?

— Я б на это никогда не пошел. Ибо в последние годы в Росгосцирке происходит абсолютный бардак: частая смена руководства, какие-то непонятные прокатчики и т.д. Для меня это совершенно неприемлемо, и в таких условиях я б работать не смог.

— А откуда вы берете артистов?

— С этим вообще проблем нет: приезжают люди из Росгосцирка, из цирка Никулина, цирка на Вернадского, цирков Украины. Сейчас работают артисты из Испании. Единственное, что радует — теперь мне не надо будет заниматься таможнями, оформлением перевозки животных, в 2 раза всё будет удобнее в плане организации переезда через Керченский пролив. Состояние здания цирка, в отличие от стационаров российских, у нас идеальное. Работаем, кстати, десять с половиной месяцев в году (по выходным).

— Кстати, в Росгосцирке новый гендиректор…

— И с ним я собираюсь очень тесно сотрудничать.

* * *

Зам. министра культуры Григорий Ивлиев заверил «МК», что программа культурной поддержки Крыма, несомненно, будет: «Например, уже по сути готов открыться в Крыму в этом году филиал ВГИКа. И не только. Сейчас пока идет культурное сотрудничество в тех формах, которые на данный момент допустимы. А когда Крым станет полноценным субъектом федерации, это будут уже иные отношения; конечно, будем давать деньги».

— Просто непонятно, все ли учреждения культуры Крыма останутся в лоне местного минкульта, или какие-то могут выйти на федеральный уровень?

— Говорить обо всем этом преждевременно, но скорее всего, они так и будут подчиняться автономии. А мы можем помогать содержать — поддерживать, реставрировать…

Источник: http://www.mk.ru/culture/article/2014/03/20/1001531-kultura-kryima-zhdet-ot-rossii-kapremonta.html
Дата публикации на источнике: 20.03.2014
Автор: Ян Смирницкий, Мария Москвичева