К вопросу о будущей Конституции российского Крыма

Анализ постановления ВС Крыма «О гарантиях восстановления прав крымско-татарского народа и его интеграции в крымское сообщество».

На наш взгляд, Постановление принято в авральном порядке, без соответствующей правовой и политической экспертизы и несёт в себе положения, которые после внесения данных норм в подготавливаемый проект новой Конституции Республики Крым, может привести к негативным правовым и политическим последствиям и даже развитию этно-политического конфликта в Крыму.

1.В частности, Постановление предполагает внести в Конституцию пункт о «признании органов национального  самоуправления крымско-татарского народа «курултая» (общенационального съезда) крымско-татарского народа и формируемым им органов». Указанное Постановление абсолютно не учитывает цели и задачи, задекларированные в документах упомянутого «курултая-меджлиса». В частности, в «Декларации о национальном суверенитете крымско-татарского народа», принятой т.н. «3-м Курултаем», 28 июня 1991 года, сказано:

«Крым является национальной территорией крымско-татарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение так, как оно изложено в международных правовых актах, признанных мировым сообществом. Политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымско-татарского народа возможно только в его суверенном национальном государстве. К этой цели будет стремиться крымско-татарский народ, используя все средства, предусмотренные международным правом».

В течение более двух десятилетий указанная организация настаивает на правосубъектности на всей территории республики исключительно татар. Более того, многократно в других документах «меджлиса» и выступлениях его лидеров, жёстко отстаивается указанное положение. Нужно подчеркнуть, что даже в беседе с одним из президентов Украины В. Ющенко, их «оранжевым» союзником, М.Джемилев и Р.Чубаров публично заявили, что ни одной запятой в этом документе не может быть изменено. Госдеп США, спецслужбы стран блока НАТО, всячески поддерживали данный политический тезис, выдвигаемый «меджлисом» и на различных уровнях внедряли его в политическую и юридическую практику.

В связи с этим, следует подчеркнуть, что признание Верховным Советом Крыма этой нелегитимной организации автоматически означает признание всех её основных политических документов. Следовательно, эта организация, вводится в правовое поле Российской Федерации, как легитимная политическая сила, претендующая на суверенитет татар на всей территории Крыма (включая город Севастополь).

Если данное положение войдёт в Конституцию Республики Крым и будет утверждено Федеральным Собранием Российской Федерации, — то в будущем это может привести к непоправимым политическим и правовым последствиям, вплоть до выхода Республики Крым из состава РФ.

На наш взгляд, если есть необходимость вводить данную организацию в правовое поле России, то не более как национально-культурное общество (на основе федерального Закона «О национально-культурной автономии»), либо как политическую партию, зарегистрированную в соответствии с действующим законодательством РФ.

Кроме того, данным тезисом Постановления ВС Крыма предполагается, что в правовое поле республики вводятся все формируемые «меджлисом-курултаем» органы, как в центре, так и на местах. Таким образом, на территории Республики Крым возникает система параллельных органов власти по этническому признаку. Попытки создать такую систему имели место в Российской Федерации в 90-е годы, в период «парада суверенитетов». После того, как президентом РФ стал В.Путин, с большим трудом удалось убрать часть опасных для единства России положений, из конституций её субъектов. На наш взгляд крайне опасно позволить ввести в новую Конституцию Крыма указанную норму.

Авторы Постановления, вероятно, рассчитывали, что таким образом они интегрируют политическую элиту татар в новую политическую систему, однако, как уже показывают последние действия «курултая-меджлиса», это никак не повлияло на позиции руководства этой антироссийской организации.

2. В Постановлении содержится норма, предполагающая «формирование органов исполнительной власти Республики Крым с гарантированным представительством крымских татар 20%». Указанная норма практически отсутствует в законодательстве РФ и противоречит основному принципу, определённому ст.19, ч.2 Конституции РФ, где сказано, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, не зависимо от расы, национальности, языка и религии.

В случае реализации этой нормы в органах исполнительной власти Республики Крым, во всех министерствах и ведомствах республики, необходимо будет проводить кадровую политику, вне зависимости от деловых и моральных качеств сотрудников, а исходя из нормы их национальной принадлежности. Это вызовет у других этнических меньшинств требование о предоставлении им таких же квот во всех органах власти! Особенно это касается подвергшихся спецпереселению представителей армянской, болгарской, греческой и немецкой общин.

Особенно трудно будет реализовать эту норму в местных органах власти городов и районов, и особенно – города-героя Севастополя. В частности, в ряде административных единиц Республики Крым численность татарского населения не превышает 2-5 %. Возникает вопрос, следует ли в этих регионах также жёстко требовать, соблюдать эту норму? На этот вопрос Постановление ВС Крыма – ответа не даёт. Внедрение же в этих регионах этой нормы вызовет резко негативную реакцию нетатарского населения и госслужащих. Непонятно, почему Верховный Совет РК остановился на цифре 20%, тогда как доля татарского населения составляет не выше 12% по АРК, а с этнически русским г.Севастополем и того меньше – 8% (в самом Севастополе – 2%). Тем более что со временем, численность различных групп населения в целом по нашей республике и в её отдельных регионах, может изменяться, а данная норма — будет жёстко закреплена в Конституции?!

Как показывает мировая практика, опыт квотирования мест для этнических или конфессиональных общин в органах исполнительной власти, по прошествии времени, ведёт к негативным последствиям, и неизбежно выливаются в уже в острый этнический конфликт (опыт Ливана).

3.Постановление предполагает введение конституционной нормы «придания крымско-татарскому языку статуса официального языка, наравне с русским и украинским языками». Данное положение прописано крайне небрежно. В нём все три основных языка объявляются официальными. Это положение распространяется и на г.Севастополь. Однако в Российской Федерации единственным государственным языком является русский язык. Понижать его статус с государственного до официального парламент Крыма не имеет права. В практике РФ право на второй государственный язык помимо русского, имеют субъекты федерации, являющиеся национальными республиками. Республика Крым таковой не является. Это многонациональная автономия, которая стремится к статусу субъекта России.

В силу того, что понятие «официальный язык» крайне противоречиво толкуется в законодательстве Российской Федерации, особенно её субъектов, в случае введения данной нормы, следует определить в конституции Республики Крым, какие конкретно правовые рамки устанавливаются в Крыму для «официального» языка. В частности, будут ли все 3 языка обязательны для изучения в учебных заведениях РК (включая Севастополь)? Будут ли обязаны госслужащие свободно владеть этими тремя языками во всех регионах республики, независимо от количества представителей данной этнической группы? Как эти языки будут использоваться в «силовых» структурах русскоязычной республики, в частности – в правоохранительных органах? И т.д. Без уточнения этих норм, декларирование всех трёх языков, как равноправных, вызывает большие сомнения.

Отмечаем также, что русский и украинские языки, как близкие языки одной языковой группы, не являются «барьером» для изучения большинством госслужащих. Освоение же татарского языка вызовет серьёзные трудности и лишит многих граждан-нетатар занимать должности на госслужбе Российской Федерации.

На наш взгляд в сфере образования целесообразно исходить из правила, что русский язык является обязательным для изучения всеми жителями республики. Татарский же и украинский языки должны изучаться в учебных заведениях по желанию представителей данных (и иных) этнических групп. В младших классах школ выбор для учащихся должны делать их родители, а в старших классах и в других учебных заведениях, вузах – сами учащиеся. В Крыму длительное время имела место указанная практика, которая положительно встречалась всеми жителями республики.

4. Постановление предполагает «гарантированное представительство крымских татар в районных и городских советах и других органах».

Данное положение также сформулировано крайне небрежно. Неясно, что означает слова «другие органы»? Из Постановления непонятно, как и кем будет «гарантироваться» это представительство и в каком именно процентном соотношении? Будет ли учитываться число жителей данной национальности в конкретном городе или районе, их возрастная структура или нет?

В соответствии с законодательством России, выборы в районные и городские советы проводятся по общедемократической норме, без учёта национальной и конфессиональной принадлежности граждан. Пренебрежение этой нормой, закреплённой в Конституции РФ и законах о выборах – приведёт к обострению межнациональных отношений в Крыму и вызовет в многонациональных субъектах Российской Федерации требование распространить эту норму на них.

5.Постановление предполагает «содействие использованию, наряду с существующими, исторических топонимов Крыма, измененных после депортации крымско-татарского народа 18 мая 1944 года».

Данное положение также вызывает вопросы. Означает ли это «содействие» — как обязательное для переименования существующих топонимов? Термин «топоним» — обширен. Существуют различные классы топонимов, в т.ч.: хоронимы — названия любых территорий, областей, районов; астионимы — названия городов; урбонимы — названия внутригородских объектов; годонимы — названия улиц; агоронимы — названия площадей; дромонимы — названия путей сообщения; гидронимы — географические названия водных объектов, в том числе: лимнонимы — названия озёр; потамонимы — названия рек; оронимы — названия поднятых форм рельефа (гор, хребтов, вершин, холмов); ойконимы — названия населённых пунктов)?!

На наш взгляд возможно изменение лишь названий населённых пунктов (ойконимов) республики. Однако, такое изменения следует проводить на основе решений местного референдума и ни в коем случае – не решением ВС РК. «Поголовное» изменение названий населённых пунктов может вызвать крайне негативную реакцию инонационального населения и приведёт к спекуляциям, особенно в предвыборный период.

Отмечаем, что абсолютное большинство географических названий гор, рек, местностей в АРК имеет тюркское происхождение.

6.Отмечаем, как некорректную, формулировку «гарантии восстановления прав крымско-татарского народа». Авторы Постановления не указали, каких прав были лишены татары, находясь в составе независимой Украины?

По нашему мнению они обладают всеми правами, наряду с другими этническими группами Крыма и Украины.

Лидеры же «меджлиса-курултая» декларируют в документах, что, главным «неотъемлемым правом», которого до сих пор лишены татары, как народ, носитель суверенитета – это право татар на их национальное государство!

7. В Постановлении предполагается «избрание Верховного Совета Республики Крым по пропорциональной избирательной системе по избирательным спискам кандидатов в депутаты». 23-х летняя практика выборов в Республике Крым показывает, что пропорциональная система выборов положительно оценивалась, прежде всего, политическими лидерами татар, а также всеми политическими и этническими сообществами полуострова. Она позволяла им иметь представительство в парламенте Крыма в соответствии с количеством голосов избирателей данной национальности. В среднем – это 13-15 депутатов татар из 100 депутатов депутатского корпуса (что даже несколько больше их процентной численности по АРК).

Считаем также целесообразным применять пропорциональную избирательную систему на выборах советов городских и районных уровней. В местах компактного проживания эта норма позволит получать татарам количество мест в советах пропорционально количеству их избирателей, и не будет вызывать вопросов у граждан иных национальностей.

В сельских, поселковых советах следует сохранить мажоритарную систему выборов. Так как татары проживают, как правило компактно, данная система местных выборов позволит им беспрепятственно и гарантированно иметь своих представителей.

Отказ от пропорциональной системы в АРК (в ВС, в городах и районах Крыма) был обоснован падением авторитета Партии регионов и стремлением членов этой правящей партии воздействовать на крымского избирателя, используя материальные и административные ресурсы в одномандатных округах для своей победы на выборах.

8.Экономические проблемы татар были вызваны объективным фактором ускоренного переселения татар в Крым. Однако в течение четверти века (начиная с 1988 года) они достаточно эффективно решались правительствами СССР, Украины и Крыма. Не вызывает сомнения необходимость экономических мер для дальнейшего обустройства возвращающихся в Крым татар, а также материальной помощи татарам в сфере национальной культуры, развитию учреждений и профессиональных творческих коллективов, сохранению памятников истории и культуры, содействию в Крыму системе дошкольного, школьного и высшего образования на крымско-татарском языке.

При этом нужно иметь ввиду, что обострение «национального» вопроса, требует адекватного внимания к обустройству и реализации культурных запросов других этногрупп Крыма.

9. Решение ВС АРК о «содействии развитию печатных и электронных СМИ на крымско-татарском языке» уже имеет свою как положительную, так и отрицательную (в основном по идеологическим причинам) практику. При выполнении законодательных норм Российской Федерации все этно-СМИ могут работать без ограничений.

10. Также считаем, что «обеспечение равноправного функционирования в Крыму религиозных конфессий» следует решать в рамках действующего законодательства России.

Подводя итог нашему анализу мы можем сделать вывод, что данное Постановление ВС Крыма готовилось в режиме цейтнота, исходя из потребностей проведения приближающегося всекрымского референдума, и требует дальнейшей глубокой юридической переработки при подготовке проекта новой Конституции АРК. Если Конституция АРК будет приниматься в таком же режиме, что и указанное Постановление, то ожидаемый эффект – консолидация крымского социума и в целом российского общества – не будет достигнут, а лишь породит новые, более серьёзные проблемы. Их решение может затянуться на десятилетия и вызовет негативный эффект «домино» в Российской Федерации, подтолкнёт этнический национализм и экстремизм в масштабах всего федеративного государства.

Источник: http://www.iarex.ru/articles/46293.html
Дата публикации на источнике: 20.03.2014
Автор: не указан