Севастопольский вальс

С утра в Севастополе, как и везде на полуострове, зарядил дождь. Народ под зонтиками поспешил на избирательные участки, многие заняли очередь еще до их открытия. Такого, по признанию старожилов, они не видели еще никогда. В 8.00 в Севастополе открылись все 192 участка. Председатель Координационного совета Севастополя Алексей Чалый и и.о. главы города Дмитрий Белик к избирательным урнам пришли в числе первых.

Но уже через два часа после того, как открылись участки, тучи рассеялись. У севастопольского храма Архистратига Михаила (удивительный храм: еще со времен Крымской войны — главная гарнизонная церковь Севастополя) крестятся бабушки: и дождик — хорошая примета, и вот тебе солнышко- ну не божья ли благодать?

В самом городе преобладают мирские настроения. Центр Севастополя перекрыт для въезда личного транспорта, много милиции, улицы патрулируют силы самообороны. Но настроение праздничное: из репродуктора льются марши вперемешку с вальсами. Обхожу центр. Штаб Черноморского флота: никакого внешнего усиления, на проходной дежурит один боец с автоматом с примкнутым штыком, по периметру еще пара регулировщиков с полосатыми жезлами. Сообразно моменту, у входящих-выходящих офицеров, по логике вещей, должны быть хмурые и усталые лица. Напротив, флотские бодры и веселы.

Рядом — гимназия им. Пушкина, здесь избирательный участок. Внутри яблоку негде упасть, очередь за бюллетенями начинается от входа. И так везде, уже к полудню полгорода проголосовало. При выходе экзитпуловцы без особого энтузиазма расспрашивают выходящих. Постоял рядом с ребятами, стало ясно, почему они скучают. Ответ-то один: мы за Россию! Никакого разнообразия.

На площади Нахимова стоят походные кухни, девушки одаривают всех желающих блинами и чаем. По мере того, как распогодилось, очередь за блинами стремительно увеличивается.

Рядом с Домом Москвы припаркованы солидные байки. Это «Ночные волки». Они привели в Крым грузовики с гуманитарной помощью из Москвы и Краснодара. Много флагов и транспарантов от «Ночных волков»: «Где мы — там Россия». Их лидера Хирурга не видно.

Расспрашиваю байкеров: оказывается Хирург сейчас объезжает блокпосты, подбадривает ребят. Заодно привез квадроциклы, причем особо отметил: не какие-то там, для праздных покатушек, а серьезные аппараты, на таких можно и к блокпостам боеприпасы подвести в случае необходимости.

Блокпосты я тоже объехал: вчера вечером вернулся из 200-километрового пробега по южному берегу Крыма. Своими глазами: Севастополь защищен блокпостами не просто надежно, а, скажем так, с запасом. Севастопольский блокпост создают так: трассу сокращают до одной полосы, сначала транспорт пускают только на въезд, затем только на выезд.

Несколько десятков метров сплошных заграждений: мешки с песком, бревна, металлические конструкции. Сбоку разбиты армейские палатки. Положим, бронетанковая колонна, может, и пробьется через такой укрепрайон, но вражеских танков в Крыму нет. А вот на легкой броне пробиться можно и не пытаться. Все машины обыскивают, проверка документов выборочная. От начала открытия избирательных пунктов и до их закрытия, предупреждают, въезд в Севастополь только по местной прописке.

Дальше по побережью, начиная от Фороса и до Ялты, ни одного вооруженного бойца на дорогах. Прибрежные города южного берега живут неспешной и беззаботной жизнью. Крым в ожидании туристов, хотя явно не сезон, море еще холодное. Зато местные изощряются, как могут, цены смешные по московским меркам. В Алупке к дому вдоль трассы хозяин приладил лодку, повесил огромный плакат: сдаются каюты! Цены договорные, причем пока их фактически назначает турист.

В центре Ялты в трех минутах от набережной в отеле мне предлагают номер. Я просил любой, лишь бы был Wi -Fi. Хозяин гостиницы заводит меня в огромные апартаменты: два балкона, джакузи. Даже в несезон такой, по его заверению, стоит 500 гривен. А вам сдам за 400. Чтобы перевести в рубли — умножайте гривны на четыре.

Причина щедрости: в этом отеле всего один постоялец. Это я.

Деталь: отель принадлежит не ялтинцу, хозяин живет в Одессе. Даже менеджер отеля, с которым я консультируюсь по телефону по каждой мелочи, физически находится в Одессе. Но россиянам одесситы рады несказанно. Предупреждают: а в Одессе тоже непременно у них надо останавливаться, так как Одесса обеими руками за россиян. Отшучиваюсь: да погодите, дайте с Крымом разобраться.

Въехать в Севастополь оказалось сложнее, чем выехать. Паспорта проверяют у всех поголовно. У меня требуют открыть паспорт на странице с пропиской. «У меня московская», — предупреждаю усталого ополченца с двустволкой за плечами. «Тогда — добро пожаловать!»

В центре Севастополя анонсирован суперконцерт: «Земляне», «Арабески», «Любэ», Риккардо Фольи и пр. Смотрю на часы, спрашиваю, почему концерт задерживается. Выясняется, что у меня часы по Москве, то есть я на два часа впереди. Извиняюсь. Мне хором: даже не думай переводить на местное, мы скоро на московское перейдем.

А самая популярная в городе шутка: люди, прощаясь, говорят: «До встречи в России».

… Предварительные итоги референдума в Севастополе обещают объявить поздним вечером на площади Нахимова, прямо в ходе непрерывного концертного марафона. Марафон официально рассчитан до полуночи, но мне по секрету сообщают, что он продлится до утра. Собственно, я живу в нескольких сотнях шагов от площади Нахимова и слушаю концерт через открытое окно. Вика Цыганова- любимица Севастополя. Вечером народ будет вальсировать на площади под ее слова, подпевать. Традиция…

Источник: http://www.rg.ru/2014/03/17/sevastopol.html
Дата публикации на источнике: 17.03.2014
Автор: Игорь Елков