Прозрачные ответы

Вчера в 22 часа по московскому времени закрылись избирательные участки в Крыму и Севастополе. При рекордно большой явке избирателей результат первых обнародованных экзит-пулов показал, что около 93 процентов жителей полуострова проголосовали за присоединение автономии к Российской Федерации на правах субъекта РФ. По данным опроса, проведенного Крымским республиканским институтом политических и социологических исследований, 7 процентов крымчан высказались за восстановление Конституции Республики Крым 1992 года и статуса Крыма как части Украины. Опрос проводился на 150 избирательных участках в Крыму и 50 участках Севастополя. Всего было опрошено 59 тысяч 111 человек.

Таким образом, еще до официального подведения итогов плебисцита можно уверенно говорить, что Крым свой выбор сделал — он хочет быть в составе России. Как сообщил спикер крымского парламента Владимир Константинов, в понедельник делегация руководства Крыма приедет в Москву для консультаций по поводу результатов референдума. В нее войдут премьер республики Сергей Аксенов, а также сам Константинов (полный текст интервью спикера крымского парламента).

Референдум, о котором так много говорили и спорили, состоялся. Об этом заявил председатель крымского избиркома Михаил Малышев. Все 1205 избирательных участков в воскресенье работали в штатном режиме. С утра зарядил дождь. Да такой, что я моментально вымок. Избирательный участок в симферопольской школе № 10 атаковали журналисты. Ровно в восемь утра появился председатель правительства Республики Крым Сергей Аксенов с дочерью. Они быстро прошли к столу, получили бюллетень, заполнили его и бросили в прозрачную урну. Меня попросили не снимать.

— Понимаешь, у Сергея Валерьевича теперь столько врагов, что лучше не надо, — убедил меня молодой сотрудник охраны. — Главное, чтобы дочь в кадр не попала.

Конечно, потом был подход к прессе. Премьер не скрывал оптимизма.

— Все нормально идет. Все хорошо! — сказал он мне напоследок.

Погода — главный враг любых выборов. Но только не здесь. На участке по улице Студенческой перед открытием была легкая давка.

— 150 человек в восемь утра? — удивляется председатель комиссии Денис Зубоченко. — Да когда такое было? Мой прогноз по явке — 95 процентов!

Ну 95 или меньше, мы это скоро узнаем. Я бывал на разных выборах. Даже был наблюдателем от России в Бразилии, где, как известно, уклонение от посещения выборной урны карается не только штрафом, но и серьезными санкциями в виде отказа от кредита и лишения социальной страховки. Так вот, куда бразильцам до крымчан! Под противным дождем, прямо по лужам шел нескончаемый поток людей, которые решили изменить свою судьбу. Второго шанса не будет. И здесь это хорошо понимают.

На базе телекомпании «Крым» открыли (извините за тавтологию) «Открытый пресс-центр». Стоянка перед входом забита такси и арендованными машинами. В студии пахнет кофе и наблюдается ажиотаж. Пять тысяч журналистов со всего света для «Крыма» — это светопреставление. Все галдят, все хотят получить аккредитацию. И немедленно! Словом, обычная рабочая обстановка. И это неверно, что Европа и мир проигнорировали Крымский референдум. На выборы приехали 70 наблюдателей из 23 стран мира, включая США, Бельгию и Израиль. С одним из них, депутатом Европарламента Яном Пенрисом, я летел в соседних креслах из Москвы. Ян все переживал, что в последний момент Украина закроет небо для нашего «Ильюшина». Пронесло. Потом опасался, что отключат сотовую связь. Но телефоны работали исправно. Мой собеседник ждал, что его в аэропорту тут же обыщут. Не обыскали. По прилету делегацию осаждали лишь журналисты, которые действительно наводнили Крым. Из-за них я не мог найти ночлег. Только к утру мне разрешили прилечь в дежурке одной из спортивных гостиниц.

«Праздник — это наше будущее», — говорили избиратели на участках в Крыму

— Я лечу на референдум официально, — объяснил мне господин Пенрис. — Европу очень беспокоит ситуация на Украине. Мы не можем игнорировать этот плебисцит. В этом надо тщательно разобраться. Надеюсь, трех дней нам хватит. Но Крым уже не остановить…

— После того как на Украине отключили российские телеканалы, смотреть стало просто нечего. Разве что заседания Верховной рады в прямом эфире. Чем не мыльная опера? — не без сарказма говорит мне член президиума Верховного Совета Крыма Константин Бахарев.

С огромным интересом смотрю телеканалы в Крыму в этот исторический день. Включаешь местное телевидение — прямые репортажи с участков, комментарии специалистов по безопасности и праву. Переключаешь на «телепобаченье» из Киева — страшная картина. На участках якобы нет света. Сотовые не работают. Теракты идут один за другим. При мне один киевский журналист, который работал под личиной местного телеканала, все пытался взять интервью хоть у одного проголосовавшего против воссоединения Крыма и России. Но сегодня был не его день. Сколько метров пленки он перепортил!

На участке № 08002, который расположен в здании бывшего ДОСААФ, а ныне ОСОУ (общество содействия обороне Украины) я разговорился с Мустафой — коренным крымским татарином. Он ждал свою супругу, которая заболталась с соседкой.

— Народ пришел голосовать. А я что, не народ? — хитро посмотрел он на меня, когда я спросил его о слухах, будто крымские татары не признают референдум. Емко и мудро.

Кстати, здание ОСОУ скоро опять поменяет название по не зависящим от него причинам.

Теперь о терактах. На Арабатской стрелке чуть не взлетела на воздух газораспределительная станция. Террористы отключили газ и стали монтировать взрывное устройство. Отряды самообороны прибыли вовремя. Террористы обезврежены. Это отморозки из «Правого сектора». К утру подача газа восстановлена.

Председатель комиссии участка №08002 Вера Листвянкина не скрывает своего восторга:

— Явка раза в два больше, чем обычно. Если так дальше пойдет, то мы завершим работу гораздо раньше 8 вечера.

Рядом с участком рынок. Торговля не прекращается ни на минуту. Но как проголосуют продавцы? Открепительных талонов не существует!

— А меня сейчас муж подменит, — говорит Нелли Владимировна — продавец веников. — Проголосуем все!

На выходе крымчан опрашивали не только «экзитпольщики», но и крымские журналисты. И бабушки с авоськми, и молодые люди с пивом все говорили приблизительно одно:

— Праздник!

— Это наше будущее.

— Спасибо России!

— Никто не может запретить нам быть вместе.

— За справедливость!

В обед выглянуло солнце. Мудрый Мустафа прищурился и сказал просто:

— Хорошая примета!

Источник: http://www.rg.ru/2014/03/17/referendum.html
Дата публикации на источнике: 17.03.2014
Автор: Юрий Снегирев