Между Приштиной и Севастополем

Ровно 10 лет назад — 17 марта — в северном Косово начались беспорядки и погромы, во время которых значительная часть славянского населения этого края была изгнана с нажитых мест, при этом дома многих сербов были сожжены и разграблены. А спустя четыре года парламент Косово в одностороннем порядке объявил о независимости Приштины, и это решение, несмотря на протесты Белграда и вопреки нормам международного права и резолюции ООН номер 1244, мгновенно было поддержано США и большинством европейских стран.

Россия, как известно, не признала независимость Косово и не имеет дипломатических отношений с Приштиной. Именно поэтому россиянам, желающим попасть на территорию оторванного от Сербии региона, требуется получение косовской визы в одной из третьих стран. Впрочем, чтобы оказаться в северной части Косова и косовской Митровице — административном центре сербской автономии в составе самопровозглашенной республики — никакая виза не потребуется, убеждает на ломаном английском водитель белградского такси. «300 километров дороги, 250 евро — и вы с комфортом будете доставлены в Косово», — поясняет обрадовавшийся легкому заработку таксист по имени Зоран. И это при том, что уже почти два года КПП на границе северного Косово находятся в совместном управлении Белграда и Приштины, а сербские и косовские таможенники работают в нескольких метрах друг от друга.

Хотя ведущие политики в Белграде пытаются затушевать проведенные в соответствии с прошлогодним Брюссельским соглашением разделительные линии между Сербией и северным Косово и называют их «административными», произошедшая де-факто демаркация все больше и больше напоминает настоящую границу, наподобие той, что Сербия имеет, например, с Венгрией. Митровица представляет из себя разрезанный надвое рекой Ибар и медленно сходящей на нет, но все еще чувствующейся межнациональной рознью город, где к югу от Ибара живут более 60 тысяч албанцев, а к северу — примерно в шесть раз меньше сербов.

В беседе Марко Якшичем, одним из лидеров косовских сербов и председателем союза сербских поселений в Косово и Метохии, спрашиваю, как уживаются в Косово представители двух национальностей? «Мы стараемся не встречаться с албанцами и практически не посещаем южную часть Митровицы», — говорит собеседник.

Кроме того, по словам обосновавшегося и не собирающегося ни при каких обстоятельствах покидать косовскую Митровицу бывшего депутата сербской скупщины Якшича, подавляющее большинство жителей сербских анклавов в границах Косово не ездят в Приштину и подконтрольную ей территорию самопровозглашенной республики по соображениям безопасности.

«Лично у меня есть только сербские документы, поэтому меня могут арестовать в любой момент. Албанцы заставляют получать косовские документы, паспорта и водительские права. Сербов всячески ущемляют и выдавливают с этой территории», — рассказал Марко Якшич, который связывает свои надежды больше с позицией Москвы, чем с проевропейскими властями в Белграде. И напоминает о том, как 25 тысяч косовских сербов в прошлом году обратились с прошением о предоставлении гражданства РФ. Как сообщили «Российской газете» в белградской канцелярии по делам Косово и Метохии, в настоящее время на территории самопровозглашенной проживает около 107 тысяч сербов. Впрочем, жители самой южной и пока еще сербской провинции уверены: эта цифра слишком оптимистична, а настоящее число существенно ниже.

Столица самопровозглашенной республики Косово — Приштина сегодня представляет из себя гудящий город, где активно строятся дома, магазины и многочисленные автосалоны. Местный албанец Бесмир, торгующий бэушными мобильными телефонами с лотка, установленного прямо на красный ящик из под кока-колы, поясняет: если раньше по городу в массе своей колесили дряхлые автомобили начала девяностых годов, то теперь здесь все больше и больше новые дорогих немецких авто.

На вопрос «откуда дровишки?» следует уклончивый ответ, что при желании в Косово можно «очень неплохо заработать». По словам того же Бесмира, многие здесь не особо стараются скрывать, что их основной заработок в Косово связан с криминалом. Ранее многочисленные эксперты неоднократно указывали, что речь в основном идет о перевозке наркотиков в Европу и с перепродажей угнанных авто.

В Приштине строящиеся новые здания соседствуют с горами мусора, а европейские по внешнему виду районы — с явно восточными улочками. Гордость местных албанцев — университетский корпус с модерновым зданием библиотеки. Напротив виднеется остов сербской православной церкви с позолоченым крестом на куполе и заваленным колючей проволокой входом.

Видимо, в благодарность за 78 дней натовских бомбардировок бывшей Югославии и стремительное признание независимости со стороны США в косовской столице еще несколько лет назад установили статую американского экс-президента Билла Клинтона. Семиметровый и выкрашенный в бронзовый цвет Билл сжимает в руке папку, на которой выбиты цифры 24.03.1999 — именно в этот день 15 лет назад бывшая Югославия и весь остальной мир узнали, что на практике означает западная «гуманитарная интервенция». Кстати, видимо, по чистому совпадению, именно по ее итогам в Косово появилась крупнейшая в Европе американская военная база «Кэмп Бондстил». Что там происходит — загадка, ведь местных албанцев не подпускают к объекту на пушечный выстрел.

Источник: http://www.rg.ru/2014/03/17/kosovo.html
Дата публикации на источнике: 17.03.2014
Автор: Александр Гасюк, Алексей Гусаров