Крымские татары: бойкот не состоялся

Буквально в последние часы перед началом референдума крымский Меджлис выступил с мягко говоря «политически незрелым» заявлением, состоящим из нескольких противоречивых параграфов. Меджлис призвал украинские власти и украинский народ обеспечить законность на полуострове и защитить интересы крымских татар. И в то же время призвал татар решать свою судьбу самостоятельно, на своем референдуме. А на общекрымский референдум наказал не ходить. Но не все прислушались к Меджлису.

В прибрежном Кореизе, что под Ялтой, татарская община хоть и не большая – человек 200, но на участок пришли многие. Правда, камер стеснялись, и свои бюллетени многократно сворачивали — чтобы через стенки прозрачной урны нельзя было понять, в какой графе стоит галочка. Как оказалось, в Кореизе проживает один из лидеров Народного движения крымских татар Кемаль Куку. Он как раз собирался идти голосовать,  и своих взглядов на происходящее скрывать от нас не стал:

— Я голосовать пойду, это мой осознанный выбор. Меджлис пусть говорит от своего имени и за себя, не за всех татар. Меджлис, надо отдать ему должное, мобильная структура. Своих сторонников он успел подготовить и настроить против  референдума. Вы их видели, они вдоль дорог стоят. Правда одна есть в их словах, нам война в Крыму не нужна. Мы сейчас никому не верим – ни Украине, ни России, но при этом выбираем мир.

— Почему часть татар поддержала мнение Меджлиса?

— Люди в растерянности, делают, как им говорят. Как правило, это бедные люди, живущие в самострое, без воды, часто без электричества. Им Украина за 23 года ничего не  дала, а от России они просто не знают, чего ждать.

— А вы чего ждете?

— Меня устраивает федеративное устройство России, а значит в ней и Крыму найдется место. Место федеративной республики. За 20 лет существования республики, еще при советской власти, было открыто 650 школ с татарским языком. За 23 года в составе Украины – всего 14. Украине нечего нам было предложить.

Кемаль Куку пытался отстаивать права соплеменников на личных встречах и с Кравчуком, и с Кучмой, и с Ющенко. Однако дальше обещаний дело не заходило. С начала 90-х годов Киев использовал «крымско-татарский вопрос»  исключительно как управляемую болевую точку, на которую в случае необходимости можно нажать. Или как противовес русскому населению Крыма, которое часто конфликтовало с «незалежной властью». Рычагом политического давления на местные свободолюбивые выступления и был пресловутый Меджлис, который, к слову, за 23 года тоже в борьбе за права татар не шибко преуспел.

— Но мы же видим, как в России себя чувствуют национальные республики – Татарстан, та же Чечня, — говорит нам у избирательного участка уже в Бахчисарае 23-летний Джамал и кивает на развалины через дорогу. В «поехавшие» стены, некий рачительный хозяин вставил дорогие стеклопакеты, хотя начинать ремонт нужно было с переборки фундамента. Картина красноречивая…   – Сами видите, руины напротив роскоши. И никаких перспектив. Я вырос в Украине, но для этой страны всегда был чужим. Может, с Россией будет по-другому?

Джамал являет собой наглядное опровержение разошедшейся по Сети новости о бойкоте референдума в этом древнем городе. Даже глава Бахчисарая назвал плебисцит нелегитимным, заявив, что в его городе эта «профанация» проходить не будет. И бахчисарайские татары на участки не пойдут.

— Ну, такая у него позиция, что поделать, — разводит руками председатель комиссии участка Галина Кислицина. – Это не значит, что все бахчисарайцы такого же мнения. У нас, к примеру, по участку зарегистрировано 911 человек. На 15:00 уже проголосовали около 600.

— А татар среди них много?

— Зарегистрированы 120, а пришли пока около 40…

Как рассказали нам местные дружинники из числа татар, на 1 участке явка их сородичей значительно ниже, чем тут. А вот на 10-м – почти 100-процентная. Все зависит от того, каких проповедников слушали в тех или иных районах города. Мы решили зайти в одну из мечетей, спросив у прихожан разрешения поснимать. Те вежливо ответили согласием, хотя деликатно дали понять, что референдум обсуждать не хотят. Прямо посреди намаза в зал зашел охранник с револьвером на поясе. Мучительно долго смотрел наши аккредитации и вдруг заявил, что «москальским» журналистам не место в мечети – все переврут.

— Напишем, что они многоликому Шиве молятся что ли? – выразили мы законное недоумение.

— Уходите, нет вам веры. Я понимаю, были бы вы из Киева…

— Вообще-то мы не с вами хотели поговорить, а с вашим имамом.

— Имам наш из Турции, он приехал людям веру нести, а не политикой заниматься. Уходите.

И мы ушли, в душе надеясь, что большинство крымских татар в этот день самостоятельно определили свою судьбу, преобразовав жизненный опыт последних лет в мудрость.

Источник: http://www.kp.ru/daily/26207.7/3092253/
Дата публикации на источнике: 16.03.2014
Автор: Александр Коц, Дмитрий Стешин