В Крыму живут простые люди

Я долго молчал, не находя слов способных выразить то внутреннее страдание, ту душевную боль, которую, уверен переживает каждый интеллигентный человек, следя за лентой событий русско-украинских  событий последних месяцев. Даже сегодня на пике взаимных обвинений я склонен верить в пророческие слова Гоголя: «Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, — явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве».

Хочется верить, что не за горами те времена,  когда игры политических тщеславий уступят место воле народов и как писал Тарас Шевченко: «Нехай житом-пшеницею, як золотом покрита, не розмежованою останеться навіки од моря і до моря слов’янська земля». Русский человек великого украинца поймёт и без перевода!  Может наша эпоха покажется кому-нибудь смешной, может нас и осудят за то, что позволили решать крымские вопросы, вопросы простых русских  мужиков татаров и хохлов, в уютных европейских и заокеанских кабинетах, в Думах, Радах, Сенатах, Парламентах.

Остановиться бы, задуматься – но куда-то стремительно несётся ход событий. И сегодня Крым! Остров на перекрёстке греческой, римской, русской, татарской, армянской, украинской культур.  Крым родной для каждого человека, жившего в бывшем Союзе. Знаменитый пионерский лагерь «Артек» — «Бахчисарайский фонтан» Пушкина, «Севастопольские рассказы» Льва Толстого;  — классик крымско-татарской литературы Асан Сабри Айвазов;  набережная Ялты – Чехов, великий маринист Айвазовский. Именно там, в Гурзуфе истоки моего  собственного Крыма, когда ещё мальчишкой мой дядя скульптор Размик Мурадян взял меня с собой на южный берег. На пляже я с гордостью докладывал однолеткам, да и взрослым, вызывая их особое уважение: «Я из Дома художников!» А потом туда приехал Гагарин! Годы спустя, мне открылся Крым как центр православной религии – именно здесь началось великое крещение Руси.

В мозаике воспоминаний яркие эпизоды посещения Ливадийского дворца недалеко от Ялты и Ханского в Бахчисарае.

Снимая документальные фильмы «З6 Воинов» об армянской письменности, и я познал иной армянский Крым. Узнал, что первое появление армян в Крыму относят к VIII веку. Был поражён могуществом известного монастыря XI века Сурб Хач (Святой крест). Посетил музей классика армянской музыки Александра Спендиарова. Мысленно переносясь в далёкий 1944 год, сопережил трагедию   депортации в Пермскую область, Поволжье и Казахстан армян, вместе с рядом других крымских народностей.

Именно в Крыму мне довелось стать организатором одного из первых международных форумов журналистов. Именно здесь, в Ялте, мы заложили аллею погибших журналистов. Сегодня высокие деревья напоминают всем  о так необходимой  нам профессиональной и человеческой солидарности.

Сегодня вокруг Крыма накаляются страсти в медиапространстве. Спорят о конституциях, международном праве, не упускают случая напомнить и о порохе.  Пожалуй, лишь напрочь все забыли о людях –  о простых жителях острова, хотя и живущих на богатой культурой и историей земле, однако занятых рутиной бытовых проблем. Кому как не им решать свою судьбу!

И вновь возвращаясь к моему Крыму, я вспоминаю дружелюбные лица русских, украинцев, татар, греков, армян, чувствую тревогу за них, и нашу ответственность за то, чтоб их собственный голос был услышан мировой общественностью.

Источник: http://www.iarex.ru/articles/46091.html
Дата публикации на источнике: 14.03.2014
Автор: Ашот Джазоян