Перекоп собственности

Первый вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев предписал частным компаниям полуострова в кратчайшие сроки после референдума перерегистрировать свои права по российским законам и заявил о готовности национализировать украинские госпредприятия, расположенные в Крыму. Идеологически перерегистрация крымских компаний как российских не составит больших проблем, но чревата техническими сложностями. Киев уже отреагировал на заявления властей полуострова, заблокировав госреестры прав на недвижимое имущество, находящееся в Крыму.

Национализация

Вчера на пресс-конференции первый вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев заявил, что Верховный совет Крыма в ближайшее время примет решение о передаче в собственность республики ряда расположенных на ее территории украинских госпредприятий, упомянув компании «Черноморнефтегаз» и «Укрзализница». Основные государственные активы Украины в Крыму — транспорт, энергетика, инфраструктурные объекты и производства алкогольной продукции. Высокопоставленный чиновник в руководстве Крыма сообщил «Ъ», что республиканской собственностью признают также санаторно-курортный фонд, морские порты в Керчи, Феодосии, Евпатории, Ялте. Сотрудники и топ-менеджмент объектов останутся прежними: кадровые решения будут приниматься, если кто-то из руководства посчитает, что не в состоянии управлять объектом. Источник «Ъ» отметил, что логистика и движение на крымских железных дорогах будет осуществляться в координации с «Укрзализницей». Российские госмонополии, которые могли бы претендовать на присоединение крымских объектов к своим структурам, вчера отказывались комментировать ситуацию в Крыму.

По словам господина Темиргалиева, национализация не коснется собственности частных компаний и частных лиц, отметив, что им нужно будет «в соответствии с российским законодательством провести в кратчайшие сроки и бесплатно перерегистрацию своих прав на собственность». После этого заявления Минюст Украины заблокировал госреестры по учету прав собственности на недвижимое имущество в Крыму. Глава министерства Павел Петренко сообщил, что контрольные копии всех реестров хранятся в Киеве, и заверил, что «информация о правах на имущество граждан, имеющих собственность в Крыму, защищена» и находится «в безопасном месте».

Как уже писал «Ъ» 7 марта, помимо развитого туристического бизнеса на полуострове есть крупные частные предприятия пищевой промышленности, дочерние структуры украинских агрохолдингов, химические, металлургические и машиностроительные заводы и строительные компании. Также в Крыму действует 880 отделений и филиалов банков, включая 156 отделений крупнейшего на Украине Приватбанка, а также российских банков.

В процессе возможного присоединения Крыма к РФ в качестве нового субъекта на эти компании придется распространить все составляющие российского права, включая правила регистрации и организационно-правовые формы юрлиц, оформление прав на недвижимость, судебную систему и пенсионное обеспечение. Юристы сходятся на том, что этот процесс потребует переходного периода. Господин Темиргалиев предположил, что он может составить около полугода, а сама перерегистрация будет осуществляться бесплатно.

Но управляющий партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Андрей Корельский считает, что потребуется принятие специальных законов, вводящих значительный переходный период — от года до трех,— чтобы предприятия могли продолжать функционировать.

Перерегистрация

В процессе перерегистрации компаний и прав на имущество будут задействованы почти все министерства и ведомства РФ — в первую очередь ФНС, Росреестр, Банк России и Пенсионный фонд. «Министерствам и ведомствам нужно будет создавать в новом субъекте свои управления и отделы. Ряд существующих органов власти Крыма может быть сохранен при реформировании, но здесь сложно давать прогнозы, так как многое будет зависеть от статуса и полномочий автономии»,— говорит Андрей Корельский. Компаниям потребуется менять внутреннюю документацию, от бланков до печатей, не говоря уже о переходе на российскую систему налогообложения.

При этом принципиальных изменений в их работе не ожидается.

В корпоративном праве между РФ и Украиной нет серьезных отличий. «Украинское корпоративное право — это российское, только три-пять лет назад. Многие нормы заимствованы из российских законов,— говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай.— Что касается их применения, то в отличие от Высшего арбитражного суда РФ в украинской судебной практике вскрытие корпоративных покровов и выявление конечного бенефициара пока слабо развито».

Налогообложение российских и украинских компаний также схоже: ставка налога на прибыль на Украине составляет 19%, НДС — 20% (в РФ — 20% и 18% соответственно). Партнер украинской юридической фирмы «Ващенко, Бугай и партнеры» Владимир Ващенко говорит, что в последние годы наблюдалась тенденция к снижению налоговых ставок, а с января планировалось понизить налог на прибыль до 16%, а НДС до 17%, но в сложной экономической ситуации было решено отложить изменения еще на год. Несколько меньшая ставка украинского налога на прибыль компенсируется более широкой налоговой базой и доначислениями по итогам проверок, а споры в судах редко дают результаты, отмечает господин Ващенко.

На вопросы о возможной перерегистрации украинских компаний и недвижимости по российским законам в Минэкономики РФ вчера отвечать отказались с рекомендацией «вопрос надо адресовать в ФНС». В службе тоже отказались от комментариев. «Можно будет рассуждать на эту тему после принятия решения по итогам референдума»,— сообщили «Ъ» в ФНС.

По прибыли крупные украинские налогоплательщики должны отчитываться раз в год, остальные — ежеквартально. Российские компании представляют отчетность по налогу на прибыль ежегодно плюс промежуточные квартальные отчеты. Отчитываться по НДС украинские компании должны ежемесячно, российские — ежеквартально. «Представлять отчетность по МСФО украинские компании не обязаны»,— говорит Владимир Ващенко. В России отчетность по МСФО обязательна для некоторых видов компаний, в частности для банков.

Украинским банкам, работающим в Крыму, по словам Рустама Темиргалиева, придется «зарегистрироваться как филиалы иностранных банков на территории РФ». Но по российскому законодательству иностранные банки не имеют права открывать филиалы в РФ. «Если вдруг украинским банкам придется регистрироваться в России, им придется либо открывать представительства, либо дочерние банки»,— поясняет управляющий директор Нордеа-банка Константин Каричев.

Но представительство не является юрлицом, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и не сможет осуществлять банковские операции. Для полноценной деятельности на территории России иностранному банку необходимо создать дочерний банк, для которого надзорным органом будет ЦБ РФ, и налоги он будет платить в России. Минимальный размер уставного капитала для вновь открываемых банков в России составляет 300 млн руб. В то же время, по мнению президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, «у политики своя логика». «В принципе, когда речь идет о таких масштабных, тектонических преобразованиях, теоретически можно предположить, что ЦБ пойдет на такие исключения. Это в его компетенции. Однако на сегодняшний день такой запрет существует»,— отметил господин Тосунян. В ЦБ РФ от комментариев отказались.

Трансграничные вопросы

Подробности будущих таможенных отношений компаний Крыма с РФ и странами Таможенного союза пока также не комментируют ни в ФТС, ни в Евразийской экономической комиссии. Но источник «Ъ», знакомый с обсуждением проблемы, предполагает, что процесс будет оформлен как минимум в два этапа. Вначале Крыму предстоит задекларировать территориальную независимость — и в этот момент на него перестанут распространяться договоры РФ и Украины с ВТО, так как де-факто Крым не входит в организацию. С точки зрения таможни в этот момент полуостров будет выглядеть как третья страна, на которую распространяется тот же таможенный режим, что и на большинство торговых партнеров РФ и ТС, не являющихся членами ВТО. «Импорт из Крыма в РФ станет объектом внимания ТС, и на него будут распространяться пошлины, указанные в Едином таможенном тарифе ТС, а экспорт из России в Крым окажется в ведении ФТС. В этой части служба может установить свой страновой режим и экспортные пошлины в отношении товаров, вывозимых на полуостров»,— говорит собеседник «Ъ».

На втором этапе — при вхождении Крыма в состав РФ — его территория станет таможенной территорией Таможенного союза, что предполагает обустройство на ней границы и таможенных постов, чем также будет заниматься ФТС. «Вероятно, на переходный период, как и при объединении таможенных территорий РФ, Казахстана и Белоруссии, Россия сохранит дополнительный контроль ввозимых из Крыма товаров»,— отмечает источник «Ъ». Вариант же вхождения Крыма в Таможенный союз как независимого государства не обсуждается: по законодательству ТС страна для этого должна быть членом ЕврАзЭС, а договор о Едином экономическом союзе (следующей ступени интеграции ТС) еще не подписан. Также для прохождения этого пути понадобилось бы признание Крыма Белоруссией и Казахстаном и их согласие на присоединение его к ТС.

Источник: http://kommersant.ru/doc/2427966
Дата публикации на источнике: 13.03.2014
Автор: Вадим Вислогузов, Анна Занина, Елена Ковалева, Олег Сапожков