Блокадные страшилки

Ситуация в Крыму вызывает много эмоциональных комментариев. Хотя мы просто имеем дело с весьма особенной и весьма специфической территорией, жители которой просто хотят самостоятельно определить свою судьбу. И если они в подавляющем большинстве выступят за вступление в Россию, понять их мотивы будет несложно. Собственно, не стоит объяснять, что население Крыма – это прежде всего русские, а сам полуостров занимает особое место в истории России. Это, кстати, признают многие оппоненты действующей российской власти: и журналисты американских каналов (лично видел на CNN репортажи, где журналисты признавали особое значение Крыма для русских), и даже Михаил Ходорковский. Так что спрогнозировать результат референдума несложно. И если уж Косово дали возможность выбрать свое будущее, неясно, почему население Крыма не может сделать то же самое. Крым – это тоже особый случай, как и Косово. А возможно, и в гораздо большей степени.

Но давайте посмотрим на экономические последствия такого решения. Тем более что сейчас много рассуждений на тему экономической блокады Крыма. Украинская сторона однозначно говорит об уже сорванном курортном сезоне, а также о том, что Крыму перекроют воду, газ и электроэнергию. Украина грозит превратить Крым в полноценный экономический остров. Название известной книги становится пророческой. Однако на деле все не так драматично.

Начнем с газа, который в наших отношениях с Украиной играет особую роль. Его перекрыть будет очень трудно. Потому, что Крым по газу совершенно самодостаточен. Ведь Украина не только закупает в России более 30 млрд куб. м, еще 20 она добывает сама. И часть этой добычи приходится на черноморский шельф. На крымском шельфе работает компания «Черноморнефтегаз», причем ее добыча постепенно растет. Если в 2009 году компания добывала 1,04 млрд куб. м, то в 2013-м – уже 1,65 млрд. Это больше годового потребления газа полуостровом.

Более того, в Крыму есть одно из самых новых подземных хранилищ газа – Глебовское, которое ввели в эксплуатацию в 1991 году (в период незалежности в Украине построили только одно подземное газохранилище – Кегичевское в Харьковской области.) Его объем – 1 млрд куб. м. Это означает, что в весенне-летний период, когда потребление газа минимально, излишки добычи можно закачивать в хранилище. А потом использовать этот газ в отопительный сезон. Когда потребление природного газа в Крыму возрастает в 2–2,5 раза.

«Черноморнефтегаз» – это дочка «Нафтогаза». Но в случае ухода Крыма в Россию украинские активы будут переданы под российскую юрисдикцию. Так что с обеспечением газа Крым свою проблему закроет. Более того, на крымском шельфе вполне возможны новые геологические открытия – значит, потенциал роста добычи сохраняется. Прежние украинские власти заявляли о намерении добывать на шельфе Крыма 2,5 млрд куб. м. Притом что полуостров потребляет менее 2 млрд куб. м.

На самом деле газ – это ключ к решению и проблемы с электроэнергией. Полуостров не развил собственную генерацию, так как брал электроэнергию из соседних регионов. Но потенциал серьезного роста производства электричества в Крыму есть. И это прежде всего газовая генерация. Быстрое строительство газогенерирующих станций позволит закрыть проблему с электроэнергией. При этом потребление газа в Крыму возрастет – но Крым-то как раз может себе это позволить, в отличие от остальной Украины. Потому что Крым сможет получить дополнительные объемы газа из России, причем, понятно, по внутрироссийским ценам.

Наши сложные газовые отношения с Украиной секретом ни для кого не являются. Для полного исключения Украины из транзита Россия реализует проект газопровода «Южный поток», который должен пройти в ЕС по дну Черного моря. Сейчас из-за истории с Украиной он испытывает определенные трудности с ЕС, но это момент временный. Пока на первый план выходят эмоции, но «Южный поток» нужен прежде всего самим европейцам: газ-то пойдет на их нужды. Так вот – уже сейчас полным ходом строится газопровод, соединяющий ямальские месторождения с берегом Черного моря. Он получил название «Южный коридор». Посмотрите на карту, он войдет в Черное море совсем рядом с Крымом. На берегу Черного моря будет построена компрессорная станция «Русская». И до Крыма от нее рукой подать. Это я к тому, что если Крым сделает ставку на быстрое развитие газовой генерации, то можно построить небольшое ответвление от «Южного коридора». Морской участок составит там менее 12 км.

Самое больное место – это вода. Значительная часть воды идет на территорию республики через Северо-Крымский канал, куда поступает из Днепра.

Местные жители вполне могут перейти на самообеспечение за счет скважин. Но остается вопрос полива сельхозугодий. Тут стратегически можно делать ставку на опреснение морской воды.

Но главное, совершенно несложно провести водопровод в Крым из России, через тот же Керченский пролив. Вода будет браться из реки Кубань. Краснодарское водохранилище не только закрывает потребности столицы края, но и обладает излишками воды, которая и может поставляться в Крым. Построить водопровод можно всего за один-два квартала. Таким образом, даже в вопросе пресной воды не произойдет никакой катастрофы.

Я уже, кстати, молчу про вариант продления самоопределения на восток Украины – тогда многие проблемы Крыма будут решены. Но, повторю, даже если этого не произойдет, Крым можно быстро избавить от водно-электрической зависимости от «материковой» Украины.

Да и вообще, кстати, большой вопрос, решится ли Украина на блокаду Крыма. Потому что в ответ точно начнется блокировка поставок украинских товаров в РФ. Можно сколько угодно бить себя в грудь и размахивать на площадях желто-голубыми флагами, но это не изменит грустного положения украинской промышленности. В нее не инвестировали нужных средств более двадцати лет, и сегодня значительная часть украинской экономики выглядит неконкурентоспособной. Россия легко за счет внутренних производителей может заменить продукцию украинской металлургии и машиностроения.

Так что все эти истории про блокаду – страшилки, вбрасываемые с целью повлиять на мнение населения Крыма в период подготовки к референдуму. Из той же оперы и рассказы про уже сорванный курортный сезон. Вообще довольно странно в начале марта говорить об уже сорванном сезоне. Ясно, что это банальная попытка подогреть страсти. Вхождение в Россию добавит потока из России. Тем более что поверить в орудующих на территории Крыма украинских партизан довольно сложно. Безопасность в Крыму будет гарантирована российской армией и силовыми структурами. Так что пугаться отдыхать в Крыму никто из россиян не будет. Если уж не боятся ехать в Египет, где заварушка гораздо страшнее, то нечего говорить и про Крым. Тем более что уже к лету появится несколько серьезных преимуществ. Это российский рубль как платежное средство, отсутствие паспортного контроля при въезде (да, можно и раньше было ездить по российскому паспорту – но паспортный контроль все равно проходить было надо, причем с украинской стороны он традиционно очень вредный).

Кстати, Крым – это не только туризм. Более того, туризм даже не занимает первого места в структуре экономики Крыма. Там доминируют предприятия химической промышленности, транспорта (прежде всего черноморские порты), сельское хозяйство, включая и знаменитое виноделие. Кроме того, на полуостров приходится более 60% рыбной ловли Украины. Таким образом, экономика выглядит совсем не так плохо, как ее рисуют новые украинские власти. А вхождение в Россию придаст новый импульс. Так, строительство поста через Керченский пролив позволит увеличить загрузку портов, вырастет спрос на сельхозпродукцию. А блокада принесет лишь краткосрочные неудобства.

Источник: http://www.ng.ru/cis/2014-03-12/7_blokada.html
Дата публикации на источнике: 12.03.2014
Автор: Константин Симонов