Война за Крым: Действующие лица и международное право

Эскалация конфликта в Крыму растет с устрашающей скоростью. Еще 24 февраля несколько сотен людей толкалось на площади, а 27 Совет Крыма назначила сепаратный референдум. Новая власть явно не поспевает за развитием событий. Хотя такое развитие можно было предугадать.

Причины

Де-факто Крым всегда демонстрировал пророссийские настроения. Однако политика всех без исключения украинских властных элит на полуострове сводилась к дерибану побережья ЮБК. Ни о какой политической, культурной или экономической ассимиляции региона не было и речи.

Ведь ассимиляции полуострова, где 60% населения являются этническими россиянами, где дислоцируются военно-морские базы РФ, где смотрят только российские каналы и учатся только в русскоговорящих школах – крайне сложная стратегическая задача.

И очень дорогая. Так как отсутствующая инфраструктура Крыма, в континентальной части которого электричество считается роскошью, требовала миллиардных инвестиций. Кроме того, вкладывать пришлось бы в патриотическую пропаганду, которой не было не только в Крыму, но и в остальной Украине.

Именно поэтому удивляться такому бурному развитию событий в Крыму не стоит. Украина просто пожинает плоды недальновидной политики. А Россия осуществляет давно спланированную операцию, опробованную во многих горячих точках мира.

Следствия

Всего за неделю вялые столкновения между “засланными казачками” под российскими флагами и людьми с украинскими стягами переросли в захват крымского парламента, объявления сепаратного референдума. Уже через несколько дней российские военные начали блокировку аэропортов в Крыму.

Далее Дума РФ инициирует законопроект об упрощении присоединения территорий к РФ под формулировкой: “мы должны подставить плечо народу, который пожелал присоединиться к России и отсоединиться от разваливающейся страны”.

И, наконец, Янукович в Ростове на Дону заявляет, что он является единственным легальным Президентом Украины, а также “не понимает молчания Путина в отношении Украины”.

Итак, россияне пытаются осуществить сценарий, который они опробовали в Южной Осетии, Приднестровье, а также частично на Майдане в Киеве.

Их цель: провести референдум, чтобы жители Крыма официально подтвердили свое желание выйти из состава Украины, воспользовавшись правом народов на самоопределение.

Естественно Россия не рассчитывает на то, что Украина, пусть даже в разобранном состоянии, просто так отдаст Крым. Поэтому вход идут излюбленные приемы византийской дипломатии: шантаж, подкуп и сила.

Во-первых, Россия публично поддержит Януковича президентом Украины, объявив новую украинскую власть – незаконной.

Во-вторых, Кремль провоцирует украинские власти на агрессию, как провоцировала грузинские в Южной Осетии, для того, чтобы показать жителям Крыма и всему миру “истинное лицо украинских путчистов”, а также получить повод официально ввести российский “миротворческий” контингент на полуостров.

Те, кто считает, что лучший выход в ситуации — отдать Крым России, сильно ошибается. Крым нужен России только для того, чтобы дестабилизировать ситуацию на континентальной части Украины.

Юридический аспект

В Международном Праве принцип самоопределения народов закреплен в Уставе ООН, а также ряде международных Пактов и является одним из основоположных принципов МП.

В Декларации о принципах международного права значится, что все народы имеют право свободно определять свой политический статус без вмешательства извне.

Учитывая постоянные визиты высоких российских гостей на полуостров, острые публичные заявления Российской стороны, а также блокирование стратегических объектов российскими военными, доказать влияние российской стороны на кризис в Крыму – довольно просто.

Тем более, что в международном праве существует другой основоположный принцип территориальной целостности, который гласит, что каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны.

Оба принципа исключают влияние на ситуацию со стороны другого государства. Поэтому сепаратный референдум, объявленный Советом Крыма, является абсолютно незаконным с точки зрения международного и национального права.

Кроме того, Россия вместе с США и Великобританией гарантировала территориальную целостность и неприкосновенность Украины, подписав и ратифицировав Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия.

Итак, пока обстановка в Крыму не вышла за мирные берега, Украина имеет прочные юридические позиции. Однако как только в Крыму зазвучат выстрелы и взрывы, у России появится повод для военной оккупации в целях защиты российских граждан в Крыму.

Эта интервенция также будет противоречить международному праву, которое допускает военную агрессию только с санкции Совета Безопасности ООН. Другие формы военного вмешательства в суверенную независимую страну осуждаются международными Конвенциями и Решениями Международного Суда ООН.

Вот только на практике Россия, как и другие империи, уже много раз нарушала этот принцип. В последний раз – в Южной Осетии. Без каких любо последующих международных санкций.

Стратегия Украины

Во-первых, Украине необходимо как можно старательней избегать военной фазы конфликта, воздерживаясь от любой агрессии на полуострове. Как бы не хотелось послать в Крым танки, нужно понимать, что под эти танки, скорее всего пошлют безоружных людей с промытыми мозгами. Такой ход сильно уронит авторитет новой украинской власти в Крыму, а также в мире, кроме того даст дополнительные козыри России. Однако это воздержание, конечно, не спасет от возможных провокаций со стороны России. Для этого существуют спецслужбы, который в Украине на сегодняшний день нет.

Поэтому Украина должна искать поддержку на международной арене, в срочном порядке создавая межправительственную группу по урегулированию конфликта в Крыму. Участниками такой группы может стать Россия, США и Великобритания на основе Меморандума о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия.

Кроме того, Украине следует объявить информационную войну, сосредоточившись на внутренней и внешней пропаганде. Каждый агрессивный и противоправный шаг России должен быть зафиксирован и освещен в украинских и зарубежных СМИ. Украинское правительство и парламент должны без устали заявлять протест за протестом, опять таки публично заявляя это на весь мир. При этом, необходимо воздерживаться от идиотизма типа отмены статуса российского языка.

Ну и, наконец, новой украинской власти следует войти в положение жителей Крыма. Признать, что Украина бросила на произвол судьбы полуостров с его жителями и пообещать этим людям, что новая власть будет другой. Что новая Украина будут вкладывать деньги и труд в свой полуостров, как Меркель вкладывает в Восточную Германию.

Новая власть должна продемонстрировать Крыму, что она – власть, а не сборище проходимцев, как это утверждают на российских каналах.

Автор – президент «Центра Политического Прогнозирования»

Источник: http://glavcom.ua/articles/17878.html
Дата публикации на источнике: 01.03.2014
Автор: Сергей Влащенко.