С этим и будем продолжать жить, и надеяться на лучшее

На нашей памяти такого 8 Марта еще не случалось. Чтобы женщинам, поздравляя с праздником, желали мира, тишины и спокойствия, как в День Победы, а не океана улыбок, моря счастья и миллиона алых роз. Чтобы в традиционно радостный и долгожданный для большинства женщин день, они не отлипали от экранов телевизора или компьютера, следя за новостями, точно наши бабушки — за фронтовыми сводками. Чтобы нервно дергались от телефонных звонков, всегда в такой день суливших им приятности. «Тревожно…», — выразила не только свое мнение врач-педиатр Наталья Евгеньевна.

Таких унылых поздравлений прежде получать не доводилось. Будто мужчины хотели не столько порадовать своими поздравлениями, сколько морально поддержать. «Всё равно это праздник. С этим и будем продолжать жить и надеяться на лучшее». А вот другое: «Поздравляю украинских и российских женщин с тем, что сегодня ваши мужчины поздравляют вас не из окопов». Поздравления от имени и по поручения государства и республики озвучили без обычной помпы. Не развеял настроение и телевизор, так увлекшийся политикой, что, не будь старых кинолент на бабские темы, никто бы и не понял, что в стране праздничные выходные.

Вроде бы готовились к ним привычно. Бегали по рынкам-магазинам, закупая продукты получше и повкуснее. В кондитерских толпился народ. На каждом шагу торговали цветами. В двери школ протискивались мамаши из родительских комитетов, груженные сумками и букетами. На кухнях пеклось и шкворчало. Но вместе с тем у банков продолжал толпиться народ, которому трехдневные выходные спутали все планы в получении денег. «Каждый день хожу в банк, как на работу, — говорит жена моряка Светлана Васильевна. – Выдают по сто гривен. Так это еще хорошо, что у меня депозит в маленьком банке, там хоть очередей нет. А в крупных подойти к дверям нельзя».

А как изменилась женская болтовня! На второй и третий план отошли привычные разговоры о тряпках и косметике. И это витающее в воздухе чувство тревоги, это настроение нарастающей тревожности в первую очередь прочувствовали на себе продавцы и парикмахеры, в работе которых обошлось без предпраздничной суеты и очередей. «Впервые за двадцать шесть работы я ушла домой накануне 8 Марта в пять вечера, — с оторопью замечает мастер маникюра Жанна Николаевна. – Когда такое случалось, чтобы у меня не была расписана заранее очередь клиентов, никто меня не уговаривал остаться после работы, никто не напрашивался на обслуживание на дому?..»

Не порадовал праздник выручкой и предпринимателя Татьяну Сергеевну: «Я как обычно пополнила ассортимент в канун 8 Марта разными дамскими штучками, — делится она, — но из нового завоза в основном разошлись колготки. Товар подороже завис, люди бросились скупать продукты, лекарства, тряпками интересуются мало, разве уж что-то, как те же колготки, позарез надо или дети выросли из старых вещей».

Конечно, жизнь не остановилась. Никто не оставил своих сотрудниц без цветов, подарков и поздравлений в кругу коллег, но разговоры за столом велись совсем не праздничные, тосты поднимались с какой-то полувоенной тематикой. «Когда Майдан только начался, наш директор резко оборвал все разговоры на политические темы в учительской, чтобы разные мнения и отношения к происходящему в стране нас не перессорили, — рассказывает преподаватель английского языка Татьяна Петровна. – Однако, поздравляя с праздником, все же сам не смог удержаться, чтобы не пожелать нам мира. Мы, конечно, не преминули подначить его за такое пожелание, но он, несмотря на молодость, большой молодец: больше никаких отступлений себе не позволил.

А вот в школе, где работает моя сокурсница, вышел настоящий скандал. Там старшеклассник пожаловался родителям на то, что учителя гуманитарных предметов вплетают в темы уроков нынешнюю ситуацию в стране. Папаша пришел к директору за объяснением, тот вызвал учительниц и влепил каждой по выговору — хотя, объясните мне, как настоящий педагог может позволить себе не выражать отношения к происходящему и не учить школьников верно оценивать его?

Это врачу позволительно не отступать от схемы лечения в преддверии общественных перемен, а учитель обязан быть на острие жизни и чутко реагировать на изменения. Как можно оставаться в стороне, когда к тебе приходит родительница и говорит, что забирает после окончания третьей четверти твою лучшую в классе ученицу, чтобы отвезти ее во Львов к бабушке, потому что отец девочки служит в украинской армии и не намерен переходить на сторону российской? Разговор о судьбе девочки невольно обрастает политической мотивацией, входит в дискуссионное русло».

«К концу праздничного дня я перестала подходить к домашнему телефону и отвечать на звонки мобильного, — рассказывает Елена Александровна. – Все словно сговорившись, скороговоркой поздравляли и тут же переходили к политике или досаждали вопросами «Как вы там?» Ну, раз ответила «Не дождетесь!», второй, десятый, а потом захотелось всех послать куда подальше. Есть у меня давние приятельницы, которые просто ни о чем другом говорить не могут – от одной из них я за два дня насчитала семнадцать звонков, от второй – двадцать два. Перетерли политику так, что в муку смололи. Одна из них сейчас гостит у сына в Киеве, так вместо того, чтобы вкусно его кормить и гладить рубашки для офисной службы, она ходит на Майдан и оттуда звонит мне, докладывая обстановку и настроение толпы».

В семье Елизаветы Витальевны праздника не почувствовали. Отец семейства — офицер, больше недели не покидает расположение части, и дети, которым нет еще и десяти лет, по-взрослому понимают настроение матери. «Не бойся, наш папа самый сильный! — успокаивает маму пятилетний Никита. – Он всех победит!»

У Галины Юрьевны впервые не задался праздник. «У меня 7 марта день рождения, а 8-го все опять собираются у нас с мужем, чтобы доесть наготовленное, — рассказывает женщина. – Круг гостей у нас сложился много лет назад: к трем нашим парам присоединились семьи выросших детей. Выпили-закусили, как обычно, а потом вместо того, чтобы петь, танцевать и «мыть кости», завели разговоры о политике. И пошло-поехало. На четырнадцать взрослых всего-то два мнения, а все так распалились, что почти разругались. Казалось, столько лет знакомы, столько пережито вместе за эти годы, а тут выяснилось, что мы все такие разные и, что самое печальное, непримиримые. Все так возбудились, что мы с мужем решили на следующий день никого не звать в гости, кроме сына с невесткой, чтобы сохранить отношения с друзьями. Успокоится все, потом догуляем 8 Марта».

И это, наверное, самый трезвый подход в сегодняшних условиях, когда на кон поставлена судьба не Крыма, а каждого из нас, наших живущих за его пределами детей, внуков, родителей, братьев и сестер, когда решение выбора зависит от каждого. И это тот случай, когда следует быть расчетливым, прагматичным и думать собственной головой. Чтобы в праздничный день 8 Марта не пришлось отступать от традиций.

Источник: http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=11687
Дата публикации на источнике: 11.03.2014
Автор: Тамара Кулыбышева