Турецкий фактор «крымской проблемы»

Как мы помним из советской истории, 19 февраля 1954 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Крым был передан из РСФСР в состав Украинской ССР.  Это решение многие сейчас считают ошибочным, но против него высказывались и в те годы.  Собственно, с внешнеполитической точки зрения вхождение Крыма в состав Украины едва не привело к серьезному конфликту с Турцией, власти которой посчитали это решение нарушающим российско-турецкие договоренности конца XVIII века. Тогда, с учетом начавшегося бурного развития двусторонних торговых связей, Анкара решила не выдвигать претензий.

Однако к середине 60-х годов прошлого века советско-турецкие отношения вновь осложнились, в том числе из-за размещения США ракет средней дальности в Турции (что спровоцировало «Карибский кризис»), и Анкара вновь вспомнила о «крымском вопросе».

В конце 1968-го Турция подала в Международный суд ООН иск, в котором предлагалось обсудить возможность восстановления статуса Крыма в качестве турецкой автономии.

При этом Анкара напоминала об условиях Кючук-Кайнарджийского договора (1774 г.), согласно которому, с точки зрения Турции, она признавала над Крымом только российский суверенитет, то есть, любое изменение статуса, по мнению турецкой стороны, , позволяло ей требовать возвращения Крыма себе в качестве турецкой автономии.  В 1969 году иск был рассмотрен, и Анкара получила отказ, поскольку Международный суд ООН решил, что «…данная передача территории происходила в составе одного государства, юридически представлявшего Россию и, в том числе, СССР в целом».  Примечательно, что Международный суд ООН тогда хотя и встал на сторону СССР, но не принял в расчет договора 1921 года. Поэтому сама формулировка решения 1969 года, если принять во внимание популярное на Западе «прецедентное право», оставило Турции возможность в будущем подавать новые иски.

И действительно, после распада СССР ситуация существенно изменилась, поскольку Крым стал частью Украины. Анкара до сих пор пока официально не озвучивала своих претензий, но в связи с началом новых волнений на Украине в турецких СМИ стали появляться публикации на эту тему В частности, в вышедшей 29 января 2014 г. статье в газете «Hürriyet» отмечается, что «…в случае дальнейшей дестабилизации политической ситуации в Украине, Турция могла бы рассчитывать на переход под ее управление Крыма».

Разумеется, это «возможно в том случае, если полуостров объявит о своей независимости».

Возможно, именно это стало дополнительным фактором, повлиявшим на то, что на референдум в Крыму не выносится вопрос о независимости Крыма – автономия в составе Украины или вхождение в состав России снижают риск выдвижения Турцией претензий на восстановление статуса Крыма как турецкой автономии к минимуму.

Собственно, если Крым присоединится к России Анкара вообще не сможет выдвинуть какие-либо претензии, поскольку таким образом произойдет возврат к условиям Кючук-Кайнарджийского договора. А вот оставшись в составе Украины Крым сильно рискует: учитывая, что численность крымских татар постоянно растет, ситуация может дойти до того, что их станет достаточно для того, чтобы инициировать новый референдум об изменении статуса Крыма – но на этот раз для вхождения в состав Турции в качестве автономии. Такой сценарий возможен, если Украина реально начнет распадаться на части, что вполне вероятно в случае дальнейшего пребывания у власти «евромайдановцев».  Их лидеры, манимые мифическими благами евроинтеграции, легко согласятся с подобным «волеизъявлением», поскольку оно будет лоббироваться членом НАТО – Турцией.

Так что в нынешних условиях у крымского русскоязычного населения выбора практически нет – либо добиться возврата в состав России, либо встать перед перспективой роста активности радикальных представителей крымских татар и последующего вхождения в состав Турции.

Стоит отметить, что крымские татары уже обратились к президентам Турции, Азербайджана и Казахстана с просьбой помешать присоединению Крыма к России.  Но, как и следовало ожидать, призыв остался без ответа.  Возможно, Ильхам Алиев, Нурсултан Назарбаев и президент Турции Абдуллах Гюль (как и премьер Эрдоган) вряд ли поддержат присоединение части украинской территории к России, поскольку это создает для этих стран весьма опасный прецедент.  Но было бы наивным рассчитывать, что они станут вмешиваться в ситуацию.  И очень показательно, что Тайип Эрдоган недавно уже обратился к российским властям с призывом защитить права крымских татар так же, как Москва защищает права русскоязычного населения Крыма.

Источник: http://www.iarex.ru/articles/46004.html
Дата публикации на источнике: 11.03.2014
Автор: Александр Тимофеев