Крым клином

«Россия не рассматривает вариант присоединения Крыма»,— сказал, как отрезал, Владимир Путин в минувший вторник. Но парламент Крыма в Россию в четверг уже попросился, а крымский референдум назначен на нынешнее воскресенье. На таком фоне некоторые парламентские и правительственные инициативы выглядят как минимум пикантно, заявления региональных властей интригуют, а реакция Запада и даже близких соседей настораживает. В особенностях холодной весны разбирался «Огонек»

Светлана Сухова

Легитимность, в чем убеждают нынешние времена, штука крайне полезная и востребованная. Чтобы резко меняющиеся обстоятельства не ставили в тупик, надо быть готовым к любым поворотам. У нас и готовятся.

В правительстве, например, разрабатывается законопроект об упрощении процедуры предоставления российского гражданства жителям Украины. На Охотном Ряду до этого додумались неделей ранее. И не только до этого…

Гражданская инициатива

В правительственном варианте, как разъяснил спикер Госдумы Сергей Нарышкин, для желающих получить заветную красную книжечку сократятся и сроки процедуры, и количество документов, необходимых для ее прохождения. Первый заместитель Нарышкина Александр Жуков объяснил, что гражданство планируется давать всем, «кто говорит по-русски и имеет родственников по восходящей линии, проживавших на территории СССР». Мол, комиссии проверят знание русского, генеалогию и дадут вид на жительство, которое потом сменится на гражданство.

Парламентарии решили пойти дальше — еще более упростить и ускорить процедуру. Законопроекты на сей счет подали все три оппозиционные фракции. Так, например, представитель ЛДПР Илья Дроздов предложил выдавать российские паспорта всем украинцам «русской национальности». А десятка полтора депутатов во главе с лидером эсеров Сергеем Мироновым еще 1 марта внесли в Думу поправки в Налоговый кодекс и в Закон о гражданстве, согласно которым при получении российского гражданства гражданами Украины и их несовершеннолетними детьми госпошлина не уплачивается.

Получить паспорт РФ будет не только дешево, но и легко: согласно законопроекту, помимо пятилетнего ценза оседлости исчезают еще и требования наличия законного источника средств к существованию и отказа от имевшегося гражданства. Если заявления будут поданы до 1 августа 2014 года, процедура займет ударные пару месяцев. Из всех требований к соискателям остаются только два: намерение соблюдать Конституцию РФ и владение великим и могучим…

Пока, правда, генконсульство России в Симферополе выдало российские паспорта только бойцам спецподразделения МВД «Беркут», массовой раздачи «красных корочек» не наблюдается. Но перспективы ошеломительные. И вот уже известен рикошет: не уступающие российским коллегам в активности и решительности депутаты Рады от фракции «Батькивщины» внесли законопроект, предусматривавший тюремный срок от 3 до 10 лет для желающих получить второе гражданство. Проект, правда, пока не пошел: сторонников эскалации конфликта с Москвой хватает, но нарушение прав человека в случае принятия такого закона слишком очевидно. Выбор гражданства — личное дело каждого. Но российские депутаты настороже: в Думе создана рабочая группа, которая займется мониторингом законодательных инициатив Рады. А в случае чего — требовать их мониторинга через ПАСЕ у Венецианской комиссии.

Прирасти землями

«Гражданская» законодательная инициатива между тем усилиями отечественных парламентариев дополнена еще и «территориальной». Группа эсеров внесла в Думу поправки в закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта». Согласно им, любое территориальное образование иностранного государства может быть принято в состав России по результатам референдума или по обращении органов госвласти этой территории. При этом заключение обязательного договора с государством, чья мятежная волость решила воссоединиться с Россией, «следует считать ограничительным, не обусловленным международным правом».

В нынешнем контексте гадать, что имеется в виду, не нужно, это не бином Ньютона: речь идет о Крыме в первую очередь, а возможно, и о других областях Украины. К тому же об этом прямо говорится в пояснительной записке к законопроекту. Мол, Россия «может и должна предвидеть возможные последствия тех событий, которые происходят на Украине, прямо указывающих на то, что органы госвласти Украины оказались в параличе». Более того, Россия «как гарант территориальной целостности Украины не только вправе, но и обязана принять меры… которые подтолкнули бы власти Украины к наведению должного порядка, без насилия и дискриминации по отношению к нацменьшинствам». А не поможет, Москва вполне может сослаться «на клаузулу rebussicstantibus (коренное изменение обстоятельств) и прекратить действие ранее заключенных международных экономических договоров».

Все это по началу выглядело невероятным. Но при эскалации событий разные вероятности возникают, и аргументы появляются. Собственно, уже появились: «Мне трудно не согласиться с некоторыми нашими экспертами, которые считают, что на этой территории возникает новое государство. Так же как было после крушения Российской империи после революции 1917 года… Возникает новое государство, а с этим государством и в отношении этого государства мы никаких обязывающих документов не подписывали». Это цитата из выступления российского президента на пресс-конференции в Ново-Огарево на прошлой неделе.

Имеет смысл напомнить, что мы подписывали «обязывающее» с предыдущими украинскими властями. В последний раз это произошло в 2010 году — так называемые харьковские соглашения, которые в начале марта бывшие украинские лидеры, кроме подписавшего соглашения Виктора Януковича, просили Раду денонсировать. Напомним, что эти соглашения пролонгировали пребывание Черноморского флота на 25 лет с 2017 года при одновременном увеличении стоимости аренды до 100 млн долларов в год. А еще основополагающий документ, определяющий отношения двух стран — Договор о дружбе и сотрудничестве 1997 года. Об опасности нарушения его статей, например, заговорили в Кремле, когда Виктор Ющенко вел активные переговоры с НАТО. Относительно недавно на этот же договор ссылался и помощник президента Сергей Глазьев, говоря о невозможности для Киева подписания договора об ассоциации с ЕС.

Гипотетическое принятие в состав России Крыма вопреки желанию Киева, можно не сомневаться, уж точно будет расценено как нарушение договора. И хотя, по мнению авторов поправок, «в международной практике имели место случаи присоединения части одного государства к другому без заключения международного договора», скандала не избежать. Понятно, что думская «дубинка» была заготовлена, что называется, про запас — на случай, если переговоры между Киевом и Симферополем о придании полуострову большей автономии зайдут в тупик. Но к концу минувшей недели ситуация изменилась, и то, что было «про запас», зазвучало вдруг крайне актуально.

Референдум в Крыму, запланированный на 30 марта, теперь перенесен на 16 марта. А то, что звучало в начале прошлой недели как намерение добиться большей автономии от Киева, в конце недели обрело форму решения крымского парламента о вхождении региона в РФ.

Между тем активные дискуссии о статусе Крыма уже до этого вызвали цепную реакцию в других украинских регионах. Вице-спикер Верховного совета Крыма Сергей Цеков, например, сообщал, что три области юго-востока Украины хотят присоединиться к автономии Крыма — Николаев, Херсон и, конечно, Одесса. В Москве по этому поводу заметили, что «надо дать жителям Украины право определять судьбу свою и своего региона».

Один такой определившийся регион, кстати, уже имеется. Правда, не на Украине, а чуть южнее. Это молдавское Приднестровье, которое еще в 2006 году путем референдума высказалось за независимость. Об этом на прошлой неделе российскому МИДу напомнил депутат от ЛДПР Роман Худяков, подчеркнувший, что неплохо было бы, так сказать, признать народное волеизъявление, а потом и принять ПМР в состав России.

Желание и возможности

Документ

Если этот законопроект будет принят, перспективы могут открыться поистине ошеломительные. И последствия, видимо, тоже…

Из пояснительной записки к проекту федерального конституционного закона

«Предлагаемый проект обусловлен событиями, происходящими на Украине… Россия не может распространять действие своего законодательства за пределы собственной территории. Однако Россия может и должна предвидеть возможные последствия тех событий, которые происходят на Украине, прямо указывающих на то, что органы государственной власти Украины оказались в параличе… Лишенные государственной защиты в своей стране регионы Украины, большую часть населения которых составляют русскоязычные граждане, ищут способы отстоять свою самостоятельность, самобытность, обращаясь в первую очередь к России. В отдельных регионах началось движение в пользу проведения референдумов с целью определения их государственной принадлежности… Применительно к регионам Украины речь идет не о части государства (как субъекта международного права и как аппарата обеспечения власти), а о части территории и ее населении, относительно недавно законодательно отделенной от России. Исторически, как известно, в течение столетий эти территории позиционировались как часть единой страны — Российской империи, затем — Советского Союза. С учетом их законодательного отнесения в 1991 году к другому государству в настоящее время преобладающее юридическое значение имеет именно волеизъявлениесоответствующего населения… Самоопределение (например, Республики Крым) может быть выражено в результате референдума или иной формы волеизъявления населения соответствующей территории. В том числе: обращением Верховного совета республики к президенту РФ; получением жителями Крыма гражданства России в упрощенном порядке и т.д. Напротив, навязывание такому самоопределяющемуся населению требования договорного согласия всего государства (Украины) с самоопределением населения конкретного региона (Крыма) противоречило бы международно-правовому принципу самоопределения народов… Предлагаемый законопроект предусматривает комплекс правовых мер, направленных на урегулирование процедуры принятия в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации части иностранного государства».

Проект вносят депутаты Государственной думы: C.М. Миронов, А.А. Агеев, Д.Е. Горовцов, С.П. Горячева, М.В. Емельянов, Л.Л. Левин, Е.Б. Мизулина, Н.Р. Петухова, А.В. Руденко, А.Г. Тарнавский, А.В. Туманов, Ф.С. Тумусов, Д.В. Ушаков, В.А. Черешнев, В.Е. Шудегов.

Источник: http://kommersant.ru/doc/2422109
Дата публикации на источнике: 10.03.2014
Автор: Светлана Сухова