Чрезвычайное состояние

Одни крымчане боятся аннексии Россией и готовы «бороться с захватчиками», другие ждут российскую армию как освободительницу от «украинского гнета». TheNewTimes поговорил и с теми и с другими

Сторонники и противники новой украинской власти стояли стенка на стенку. Симферополь, 26 февраля 2014 г.

«Пятая рота, стройся!» — командует залихватского вида мужчина в казачьей папахе и шинели. Разнородное сборище людей в видавших виды зимних куртках с георгиевскими ленточками в петлицах и российскими флагами на длинных древках пытается выстроиться в шеренгу. Но это больше похоже на линейку в школе, чем на военные учения, которые отряды крымской самообороны пытаются провести напротив Верховной рады Крыма.

Вокруг Рады (в советское время ее за форму здания называли Пентагоном) стоит линия милиционеров, перед входом — баррикады из деревянных палет и поломанной мебели, внутри — местные депутаты под дулами неизвестных людей отправляют в отставку местное правительство и принимают решение о проведении референдума о статусе Крыма, да еще назначают его на 25 мая, когда на остальной Украине будут выбирать президента.

Казак приказывает колонне маршировать «напра-во!», но задача оказывается для нее непосильной: ряды рассыпаются, кто-то медлит, ответив на мобильный, кто-то закуривает, атаманы в итоге останавливают толпу. Вид у собравшихся немного пугающий, на вопросы они отвечают резко: «В стране произошел фашистский переворот, мы не допустим того, чтобы бандеровские банды из Киева диктовали нам свои порядки», — говорят люди в шеренге.

«Мы не за отделение Крыма от Украины, но за бóльшую автономию, — поясняет Антон Сироткин, атаман «Казачьего братства «Единство», командующий парадом. — Мы не признаем новой власти в Киеве, не хотим допустить провокаций со стороны экстремистов, которые живут у нас в Крыму, и потому сформировали ополчение, чтобы обеспечить нормальную работу Рады». На вопрос, возможна ли «нормальная работа», когда внутри находятся вооруженные до зубов люди, атаман отвечает, что эти люди, «наоборот, помогают».

В этот момент динамики перед Радой запевают голосом Олега Газманова «Москва, звонят колокола…», толпа нестройно подпевает, а потом начинает скандировать: «Мы — крымчане!» и «Слава России!»

«Россия нас не оставит»

В полуразрушенном, неубранном, неуютном Симферополе с разбитыми дорогами, по которым ездят еще более разбитые «жигули» и троллейбусы 60-х годов, с заброшенными особняками XIX века, оскалившимися пустыми окнами, в которые тянут ветки унылые зимние деревья, — в этом городе ощущение то ли Москвы 1993-го, то ли Петрограда 1917-го. Машин на улицах мало, большая часть магазинов и ресторанов в центре закрыта, прилегающие к Раде и кабмину улицы перекрыты милицией. Из уст в уста передаются слухи об осадном положении Крыма, которые, впрочем, воспринимаются как хорошие новости: лишняя защита от «бандеровской заразы» не помешает.

«Россия нас не оставит, это же понятно», — говорит Андрей, 40-летний водитель, который живет в Симферополе, но часто ездит на заработки в Краснодарский край.

Источник: http://www.newtimes.ru/articles/detail/79780
Дата публикации на источнике: 03.03.2014
Автор: Сергей Хазов-Кассиа