Судьба Крыма решается не в Крыму и даже не на Украине

Так, спокойно! Всё под контролем. Это сказал крымский премьер Сергей Аксёнов, и лично я ему верю. Не знаю, как он будет потом справляться с хозяйственными делами — всё же не работал он раньше на госслужбе. Но у него есть военное образование, военная косточка — наверное, и поэтому ему сегодня, учитывая момент, можно верить.

И пока всё идет в правильном направлении: главное, они работают в связке со спикером Владимиром Константиновым и уже додумались до того, что перенесли референдум с 25 мая на 30 марта. Первая дата вводила в некую растерянность: она не согласовывалась с утверждением премьера о том, что Крым не признает легитимным «и.о. президента».

25 мая — как известно, это дата, на которую Александр Турчинов своей подписью благословил проведение президентских выборов. Если Крым не принимает новую киевскую власть, он должен был проигнорировать эту дату.

А теперь все стало на свои места.

30 марта. Месяц на то, чтобы подготовиться к референдуму. Напомним, автономия давно к этому готова — вспомним замороженный еще Кучмой «всенародный опрос» крымчан. То есть особо рассказывать жителям полуострова, что это такое и с чем его едят, не надо.

Но тут есть некоторые нюансы, и мы на них должны обратить внимание. Уже известен вопрос, который будет выноситься на референдум: «Вы за государственную самостоятельность АР Крым в составе Украины на основе договоров и соглашений?», он проголосован сессией Верховного Совета Крыма. В принципе, раз изменилась дата, может измениться и формулировка (как показала жизнь, у нас возможно всё). Но для этого во-первых, нужно желание и мотивация депутатов, а во-вторых, голосование на сессии.

До сих пор ни разу — подчеркнем: ни разу — никто из официальных лиц полуострова не говорил об отделении Крыма от Украины. Конечно, если не считать заявления депутата Чубарова, которое он кричал на митинге 26 февраля у стен Верховного Совета Крыма на всю Украину через трансляцию крымскотатарского канала АТR, и слов экс-премьера Анатолия Могилева, за которые он уже поплатился своим постом.

Если судить по формулировке вопроса, выносимого на референдум, речь идет фактически о возвращении полномочий, которые имела автономия в первые месяцы своего существования. Возможно, о некоем их расширении. И — не больше!

В чем сейчас катастрофически проигрывает новая власть: она спряталась от крымчан — во всяком случае, такое создается впечатление. Прошла первая волна тревоги, которую нагнали приехавшие на полуостров СМИ из России, Украины и других стран. Это так называемые стрингеры, они гонятся за картинкой, им важно показать человека с автоматом, побежать за машиной премьера, узнать мнение случайного прохожего. Мы не видим тех, кто сейчас творит крымскую (и — без преувеличения! — мировую) историю за дверями крымского ВС.

Как оказалось, СМИ, которыми по-настоящему могут управлять крымские власти, отсутствуют. ГТРК «Крым» оказалась беспомощной — ее с легкостью забивает ATR, подавая новости в том свете, в каком ее руководство считает нужным. Противовеса нет. Не будем говорить об украинских каналах — российские, как тоже выяснились, настолько стали далеки от крымских реалий, что порой кажется, что они больше работают на Киев, нежели на Крым.

Такой ситуацией замечательно пользуется председатель меджлиса Рефат Чубаров — он умело подогревает негативные эмоции своих «соотечественников», как они называют крымских татар. Им рассказывают, и это абсолютно достоверно — автор сих строк своими ушами это слышала на митинге 26 февраля, что Крым хочет отделиться от Украины. Такая перспектива пугает многих татар — им слишком долго промывали мозги, пугая «русским шовинизмом». По фейсбуку гуляет страшилка — мол, крымских татар сейчас мобилизуют вывезти свои семьи на материк. Зачем — ну, понятно же…

Вы понимаете, как сейчас важно разъяснение того, что происходит на полуострове. Недооценка этого может привести к тяжелым, если не сказать, трагическим, последствиям. По нашим данным, эта тема в крымских «верхах» обсуждалась, но воплощения в жизнь пока так и не нашла.

Однако не все так страшно: это в 90-х можно было татарами безнаказанно манипулировать — сейчас выросло новое поколение, которое уже не так безоговорочно верит национальным лидерам. Вот характерный пример. Возвращаемся с митинга в маршрутке вместе с молодыми ребятами-татарами. Слово за слово — да мы ведь одинаково мыслим! А в чем различие? «Не понимаем, почему русские на митингах кричат: «Россия»? Но мы не хотим в Россию!».

А действительно, почему эта кричалка самая любимая?

На вопрос ребят я попросила ответить уважаемых в Крыму людей. Депутат ВС Крыма Светлана Савченко: «Для нас это такое же знаковое слово, как, скажем, у мусульман «Аллах акбар!». Не вижу в этом никакого сепаратизма!» Сергей Цеков, ее коллега и председатель Русской общины Крыма: «Это естественная реакция крымчан на двадцатилетнее унижение. И потом, их сторона митинга кричала «Европа!» — они что, хотят отделиться от Украины?» Андрей Мальгин, гендиректор Центрального музея Тавриды: «А что мы еще можем кричать, когда нам нужна помощь, мы ищем защиты? Так солдат иногда кричит «мама!»…

На сегодня понятно, что судьба Крыма решается не в Крыму и даже не на Украине. Понятно также и то, что военных действий на полуострове скорее всего удастся избежать. Поэтому особых поводов для волнения нет.

Что делать крымчанам? Общаться с соседями, друзьями, коллегами по работе, особенно с крымскими татарами: мы друг другу не враги, мы будем и дальше жить в мире и согласии, если между нами не будут становиться политики со своими амбициями. Я точно знаю, что депутаты настроены на то, чтобы предоставить крымским татарам и места в правительстве, и руководство регионами. Пока меджлис от этого отказывается. Спросите себя и Чубарова: почему? Кто хочет раздрая в Крыму?

Сергей Аксенов и Владимир Константинов сегодня взяли ответственность за судьбу Крыма на себя. Давайте их поддержим — пусть Бог даст им силы принять верные решения, не довести ситуацию до кровопролития.

И давайте поймем, что вооруженные люди на наших улицах исчезнут так же быстро и тихо, как они и появились, — после того, как там, в заоблачных высях, найдут тот компромисс, который нужен нам, крымчанам — всем, независимо от национальностей. А с креслами и должностями мы потом разберемся.

А там, в верхах, должны однозначно запомнить: если Крым еще согласился жить под жовто-блакитным флагом, то под флагом УПА он жить не будет.

Кстати. Пример Крыма оказался заразительным: смотрите новости из Харькова и Донецка.

Источник: http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=11610
Дата публикации на источнике: 01.03.2014
Автор: Наталья Гаврилева