В Думу внесен законопроект, по которому Крым может войти в состав России

В Госдуму внесен законопроект, который позволяет включать в состав России части иностранных государств — по результатам референдума или «по обращению органов власти данной части». В переложении на украинские реалии это звучит так: если власти Крыма попросят включить полуостров в состав России, то Россия, в случае принятия этого законопроекта, сможет это сделать, не спрашивая Киев.

Стоит ли воспринимать всерьез такого рода инициативы или это лишь элемент пропагандистской кампании, «психологической атаки» на новые украинские власти, в которую активно вовлечены депутаты Госдумы — сказать трудно. Никаких комментариев от МИДа и Кремля по этому поводу как не было, так и нет.

Авторами законопроекта значатся депутаты из фракции «СР» — по поручению Сергея Миронова над текстом трудилась глава Комитета по вопросам семьи, женщин и детей, юрист Елена Мизулина.

Действующий конституционный закон «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» в ст. 4, где речь идёт об условиях принятия нового субъекта, специально оговаривает: изменение внешних границ России возможно лишь «по взаимному согласию РФ и иностранного государства», которое просится в Россию целиком или частью, и после заключения международного договора с этим государством. Причем если войти в состав РФ хочет государство целиком — оно получит статус республики, вроде Башкортостана или Чечни. А часть государства может рассчитывать на статус автономной или обычной области, или края. С момента принятия этого закона в 2001 году новых территорий Россия не приобрела.

И вот теперь предлагается дополнить статью новым пунктом. «При невозможности» заключить международный договор «в связи с отсутствием в иностранном государстве суверенной государственной власти, обязанной защищать своих граждан, соблюдать их права и свободы», новый субъект может быть принят в состав РФ и без всякого договора. Достаточно результатов референдума «на территории данной части иностранного государства, если вопрос о её присоединении к РФ получил одобрение» — или даже простого «обращения органов государственной власти данной части иностранного государства».

Пояснительная записка посвящена Украине — более того, само появление инициативы объясняется происходящими там событиями. На Украине, считают авторы, «полностью дезорганизована исполнительная ветвь власти, органы правопорядка бездействуют», имеют место «нападения хорошо организованных банд фашиствующих элементов». Эффективной власти нет — а таковой международное право признает «фактическое, постоянное и мирное осуществление государственных функций». Да, продолжают депутаты: есть договоры Украины с Россией, ратифицированные обеими странами, которые гарантируют территориальную целостность и признание нынешних границ. Но так как «силовой захват власти в Киеве был неправомерным», Россия может в принципе «сослаться на коренное изменение обстоятельств и прекратить действие заключенных ранее с легитимной на тот момент властью Киева договоров»…

К тому же, считают справороссы, некоторые регионы Украины «относительно недавно законодательно отделены от России», и преобладающее юридическое значение в их случае имеет «волеизъявление» населения. Но «без силового давления» — авторы уверены, что оно может исходить только «со стороны нынешней формирующейся власти в Киеве, боевиков с западной Украины или со стороны НАТО».

Как известно, парламент Крыма объявлял на 25 мая референдум, который Киев считает незаконным. Хотя Конституция Украины и допускает проведение не только всеукраинских, но и местных референдумов, а Конституция Крыма — проведение референдумов регионального значения, но закон о проведении референдумов местного значения ещё только разрабатывается. При этом Конституция Украины провозглашает её унитарным государством, а Автономную республику Крым — «неотъемлемой частью Украины».

Объявленный крымский референдум предполагает выбор между большей или меньшей автономией, но в составе Украины. Так что первая из возможностей присоединить Крым к России, которую открывает внесенный в Госдуму законопроект — в результате референдума — пока исключена…

Будет ли и когда Госдума проводить специальное заседание для обсуждения украинских событий? Спикер Сергей Нарышкин сказал, что решение следует принимать после возвращения депутатских делегаций из Крыма. Сам г-н Нарышкин счёл нужным кратко высказаться по теме в начале пленарного заседания. «С одной стороны, видны попытки (Верховной Рады — «МК») заполнить вакуум во власти, а с другой стороны — легитимность принимаемых решений и легитимность самой власти вызывает большие и большие сомнения», — заявил он. Чтобы предпринимать дальнейшие шаги, по мнению спикера, следует проанализировать с юридической точки зрения принимаемые украинской властью решения. Этим займётся рабочая группа при спикере (депутаты, независимые эксперты и члены Общественной палаты). «И я предложил бы обратиться в Венецианскую комиссию с просьбой оценить и легитимность власти, и легитимность принимаемых ей решений»,- сказал спикер.

Венецианская комиссия (Европейская комиссия за демократию через право) дает оценку правовым актам и законам стран — членов Совета Европы. Правовые акты на экспертизу могут быть представлены туда либо самим государством, либо другим государством — с согласия того, где принят закон, либо ПАСЕ.

Источник: http://www.mk.ru/politics/article/2014/02/28/992142-v-dumu-vnesen-zakonoproekt-po-kotoromu-kryim-mozhet-voyti-v-sostav-rossii.html
Дата публикации на источнике: 28.02.2014
Автор: Марина Озерова