Противостояние в Симферополе. Пока на словах

Вчера был День защитника Отечества. Так случилось, что именно на этот день выпала доля мужчинам призывного возраста вспомнить о своем святом долге — обстановка в стране накалена до предела. Крымчане по-настоящему боятся, что на полуостров залетит «вирус евромайдана», после чего начнется то же самое, что в Киеве. Поэтому накануне было объявлено, что одновременно в центре Симферополя, у зданий правительства и Верховного Совета, пройдут два митинга политических сил, которые можно охарактеризовать как смотр сил.

С 10 часов утра у здания ВС АРК, прошла ранее анонсированная мобилизация крымчан в роты самообороны, организованная Партией «Русское единство». В последний момент сотрудничавшие в этом вопросе инициативные лидеры из числа ветеранов Вооруженных сил убедили РЕ не вывешивать партийный флаг. Поэтому на площади во время мобилизации позиционировался лишь флаг Крыма.

Всего на площади постоянно находилось от полутора до двух тысяч человек, в основном – мужчины призывного возраста. По всей видимости, многие их них — ветераны Вооруженных сил. Всего участников акции было значительно больше, около четырех тысяч (акция имела длительных характер, с 10 и до 14-15 часов, до окончания митинга «меджлиса»). В целом акция смотрелась очень внушительно. А насыщенность центра Симферополя людьми (мужчинами, парнями) с Георгиевскими лентами – еще более впечатляющая.

Под ступеньками ВС АРК было установлено 10 столов для записи ополченцев в добровольные дружины – роты. В течение полутора-двух часов в эти роты записалось около тысячи участников митинга. Вскоре «мобилизация» прекратилась. Затем они были построены и перестроены, заняли места в «колодце» здания ВС, на ступенях и напротив здания, образовав некие «коробки».

Чтобы компенсировать «потерю» своего партийного приоритета, ведущие митинг Дмитрий Полонский (руководитель КРО РЕ), а также его соратники во время «разогрева» митинга использовали речевку «Е-дин-ство!». Одновременно пытались погасить скандирование из толпы слогана «Севастополь-Крым-Россия», «почти такими же»: «Севастополю – ура!», «Ялте – ура!», «Джанкою – ура!» и т.д.

Председатель столичной организации РЕ Михаил Шеремет продемонстрировал навыки сборки-разборки учебного автомата Калашникова, объяснив, что это военно-спортивный праздник в День защитника Отечества. Затем Шеремет активно позировал с этим учебным оружием различным ТВ-СМИ.

На площади работали камеры ОРТ, «Украины», «Интера», а также местных каналов. Общение организаторов с участниками митинга происходило через мощную стационарную звукоустановку. Речи чередовались с музыкой, маршами, песнями. У микрофона работали члены РЕ, члены президиума Русской общины.

Чуть в стороне был замечен мэр Симферополя Виктор Агеев, но к микрофонам он не подходил и не светился. Позже подошел лидер РЕ Сергей Аксенов, который дал несколько интервью, а затем выступил (получилось — перед Константиновым).

Ровно в 12 часов со стороны главного входа крымского парламента к микрофонам подошла делегация депутатов ВС АРК во главе с председателем ВС АРК Владимиром Константиновым. К этому времени среди СМИ уже был раскручен слух о том, что «Константинов сбежал вместе с Януковичем». Поэтому, как сообщило окружение спикера, хотя Константинов как член ПР вначале не собирался идти на митинг РЕ, но обстоятельства (негативные последствия от слухов, раскручиваемые враждебными ПР СМИ) и личная просьба Сергея Цекова, члена Президиума, депутата от фракции РЕ, способствовали тому, что Константинов, собрав всех депутатов, кто был в ВС (из Президиума: оба зама — Сергей Донич, Григорий Иоффе, Алексей Черняк, Николай Янаки, Виталий Нахлупин (на костылях), Петр Запорожец, Константин Бахарев, Владимир Клычников и даже Энвер Абдураимов (!), а также Людмила Лубина (советница Константинова), Николай Колесниченко, Геннадий Бабенко, Сергей Шувайников и Ефим Фикс).

Константинов выступил просто и ясно: он никуда из Крыма не уезжал. «Я здесь вырос, здесь похоронены мои родители, и я отсюда никуда не собираюсь уезжать. Вы должны знать это от меня. Не верьте никаким слухам. Идет настоящая информационная война». Поздравив ополченцев с праздником Константинов по-житейски подчеркнул, что «сегодня день настоящих мужчин, и именно в это сложное для страны время люди проверяются, кто они на самом деле». А также отметил, что крымский депутатский корпус «… действовал и будет действовать только в рамках Конституции АРК, в рамках правового поля», подчеркнув, что на полуострове ситуация стабильная и полностью контролируется. Спикер также призвал крымчан сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации.

Затем все депутаты прошли сквозь «коробки» рот и возложили к Танку Победы цветы (на самом танке организаторы митинга заранее символически вывесили флаг Крыма).

Дождавшись свертывания митинга «меджлиса» (реально выполнив первую по счету, хоть и незримую, миссию по сдерживанию экстремистов), дружинники разошлись.

Каких-либо документов на митинге-мобилизации не принималось. Не было и никаких иных фагов и лозунгов, кроме самодельного: «23 февраля – День защитника Отечества». На митинге массовым порядком раздавались Георгиевские ленты.

Организаторы не старались выдать прессе завышенное число своих участников. Финансирования участников данного митинга в этот раз не было.

Часть участников очень хотела «поквитаться» со сторонниками «евромайдана» (за погибших «Беркутов», за расстрелянную автоколонну ПР, за сдачу Януковичем позиций Юго-Востока), но случай им организаторами и всей обстановкой на митинге представлен не был.

В этот же день прошел ранее запланированный митинг ОПГ, «меджлиса крымско-татарского народа». До сих пор не совсем ясна правовая сторона этого вопроса, но, скорее всего, митинг заявили легализованные «сателлиты» (ОО) этой экстремистской организации. Сам митинг был заявлен на пл. Ленина, с 12 до 14 часов.

Организаторы заявили, что данный митинг приурочен к годовщине гибели руководителя «Первого курултая», муфтия Крыма Номана Челеби-Джихана (расстрелянного матросами Черноморского флота за «контрреволюцию» 23 февраля 1918 года). На самом деле это был лишь повод. Достаточно сказать, что 95-летие гибели «курултайца» (1918-2013) прошло абсолютно незаметно и для крымскотатарской общественности, и для самого нелегального «меджлиса».

Митинг был подготовлен и проведен для разогрева общественно-политической ситуации в АРК. Разумеется, в интересах «евромайдана» и попутно в знак «солидарности» с чеченцами (70-летие высылки которых отмечалось в этот же день). Еще одна из основных причин – учебно-боевая тренировка навыков нового состава «аппарата меджлиса», недавно набранного под Рефата Чубарова (в том числе в преддверии 70-летия высылки самих татар и в связи с этим планируемого проведения, при содействии ЕС и США, «Всемирного форума»). По ходу развития ситуации данный сбор сторонников «меджлиса», в последний уже момент, должен был подчеркнуть, что: «Крым скорбит по жертвам майдана!»

На митинге транслировалась демонстративная угроза зданию высшего органа исполнительной власти республики – Совету министров АРК. Власти к этому на всякий случай готовились. Силовики полуострова, несмотря на общую подавленность ПР и дезорганизацию центральных органов власти, приняли различные меры для обеспечения общественной безопасности в центре крымской столицы. Кроме того, в среде местных СМИ циркулировала информация, что председатель Совмина Анатолий Могилев после двух «бесед» получил от Чубарова гарантии-уверения, что ничего экстремистского ни на самом митинге, ни после него не произойдет.

На митинг «меджлиса» прибыло около 3-3,5 тысяч участников (организаторы заявили сначала о тридцати тысячах, но затем в своих пост-релизах и устами ВИП-спикера «скромно» сообщили о 15 тысячах своих сторонников на этом митинге). Накануне основные оппозиционные «меджлису» татарские ОО «Милли Фирка» и «Себат» призвали своих соотечественников «не ходить к Рефату» ради евромайдана (и его анти-мусульманских ценностей).

Тем не менее, сам сбор «меджлиса» смотрелся весьма серьезным и даже угрожающим. Для отражения возможного, как предполагали в ОПГ, натиска народных дружин со стороны ВС АРК, «меджлисовцы» превентивно из соображений тактики вышли на проезжую часть проспекта Кирова, оголив территорию за памятником Ленина. Заодно они вновь продемонстрировали властям, что могут безнаказанно перекрывать улицы Симферополя, а для СМИ заодно показали «картинку массовости» (площадь, типа, нас не вместила).

Находящиеся на ул.Горького (Дворянской) лидеры КРО КПУ даже предположили, что митингующие «меджлисовцы» в ходе акции разгромят памятник Ленину, стоящий на площади. Коммунисты вообще показали себя какими-то деморализованными. За день до митинга «меджлиса» ими были установлены вокруг памятника красные палатки и агитавтомобиль. При этом СМИ и симферопольцам было объявлено, что данная «бессрочная акция» имеет целью «защиту Ленина» от вандалов.

К митингу «меджлиса» все это было убрано. Более того, при начале митинга коммунисты, находящиеся в противоположном от ул.Горького углу, со стороны ул.Севастопольской в количестве 150-200 человек, по команде своего рескома перешли вначале – за здание СМ АРК, а потом – еще дальше, в парк им.Тренева.

На площади были замечены «архиерей» УПЦ КП Климент, около трех десятков местных «филаретовцев» (во главе с «убившем в себе русского» депутатом ВС АРК Леонидом Пилунским) и около полусотни откомандированных на акцию «майдаунов»-униатов. Все остальные участники митинга «за европейские ценности» были этническими татарами, в религиозном отношении – мусульманами-суннитами.

По впечатлениям симферопольских журналистов, приезжие киевско-львовские «евроинтеграторы» были огорчены, что, во-первых, митинг проходит мирно, без «революций» и «шума», а во-вторых, что вокруг лишь татары и нет «своих пацанов».

В «охвостье» одной из «меджлисовских» колонн от центрального рынка с черным лозунгом «Русские националисты с народом Украины!» пришли какие-то «реальные пацаны» с закрытыми лицами, с повадками футбольных фанатов (но их явное наемничество не было по достоинству оценено, и они вскоре ретировались).

Все эти «недостатки» главарь «меджлиса», депутат ВС АРК от фракции «Курултай-Рух» Чубаров решил «компенсировать» резкими и эпатажными (что в его манере) заявлениями (принявшими на митинге вид резолюций, обращений и «решений народа»): во-первых, Чубаров в своей риторике уже традиционно, подверг критике СМ и ВС АРК. Кроме того, он безапелляционно потребовал от глав районных администраций и мэров крымских городов «установления регулярного и постоянного диалога с региональными и местными меджлисами», а от симферопольских властей – демонтажа памятника Ленину. «На все про все» Рефат отвел властям 10 дней, пригрозив, что в противном случае что он выведет на улицу «уже 50-70 тысяч человек».

Представитель власти Пилунский поддакнул, поддержав призыв «меджлиса-курултая» немедленно распустить ВС Крыма, дополнительно заявив «… о необходимости проведения люстрации власти». Те же посылы были задекларированы в написанных «меджлисом» Резолюции митинга и Обращении к ВС Украины (в котором экстремисты требуют досрочных выборов крымского и заодно местных советов).

На митинге было большое количество синих флагов с тамгой и украинских «жовто-блакитных», виднелись «еврофлаги», а также лозунги, в том числе на украинском языке: «Будущее Украины и Крыма – в семье свободных народов объединенной Европы», «Сбережем многонациональность и независимость Украины» (и их русские «дубли»; на крымско-татарском лозунгов не было).

«Засветился» на митинге и Ильми Умеров, «гауляйтер» Виктора Януковича в Бахчисарайском районе. Он прибыл со своим верным «Санчо Пансой» — Ахтемом Чийгозом.

Источник: http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=11561
Дата публикации на источнике: 24.02.2014
Автор: Александр Кучеренко