Крымское право. Какие юридические ходы предпримет Россия ради полуострова?

11 марта Верховный Совет Крыма принял Декларацию независимости. Теперь Россия сможет принять свежеиспеченное государство в свой состав и без изменения действующего законодательства — достаточно будет заключить с ним «международный договор».

Действующий с 2001 года конституционный закон «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ» не допускает возможности присоединения новых территорий без согласия того государства, которому эти территории на данный момент принадлежат. Единственным законным путём признается такой: с государством, которое готово отдаться России полностью или частично, должен быть заключен международный договор. В нём оговариваются статус нового субъекта РФ (республика, область, край) и сроки переходного периода, в течение которого этот субъект будет приспосабливаться к новым экономическим, финансовым, политическим и социальным условиям. Проект договора в обязательном порядке проходит через экспертизу Конституционного суда, и только после этого вносится президентом в Госдуму на ратификацию — вместе с законопроектом о присоединении, в котором опять же повторяются основные положения международного договора…

Очевидно, что к Крыму до 11 марта этот нормальный порядок применен быть никак не мог: в нынешней обстановке только сумасшедший может надеяться на то, что Украина согласится с потерей полуострова и пойдет на заключение международного договора на эту тему с Россией.

Выходом из создавшегося положения для властей России мог стать законопроект, внесенный в Госдуму неделю назад. Его авторы, группа справороссов, предложили поправить тот самый закон 2001 года и разрешить «в связи с отсутствием в иностранном государстве суверенной государственной власти, обязанной защищать своих граждан, соблюдать их права и свободы» принимать в состав РФ части иностранных государств без их, государств, согласия — на основании волеизъявления населения или даже просто в ответ на обращение органов власти этих частей. Обращение Верховного Совета Крыма у президента РФ уже в кармане. Волеизъявление граждан не за горами.

Законопроект написан специально «под Крым», объяснили его авторы в пояснительной записке, но он, безусловно, не мог не привлечь настороженного внимания руководства многих соседних с Россией стран

11 марта содержательное рассмотрение этой инициативы Совет Думы отложил до «после референдума 16 марта». Но в тот же день стало ясно, что она может вообще не понадобиться. На это ещё утром намекали некоторые депутаты — в частности, вице-спикер Сергей Железняк («ЕР»), который заявил, что всё можно сделать и «в рамках действующего законодательства». Сначала эта фраза вызвала недоумение, как и намеки некоторых депутатов на Косово. «С Косово — другая история, оно ведь добивалось независимости, а на референдум в Крыму выносятся вопросы о присоединении к России или сохранении в составе Украины с широкой автономией!» — сразу возникал резонный вопрос.

Ответ на него был дан Верховным Советом Крыма: днем стало известно содержание проголосованной им и поддержанной Горсоветом Севастополя Декларации независимости. В начале документа — ссылки на положения Устава ООН и «целого ряда других международных документов, закрепляющих право народов на самоопределение». Потом — ссылка на «подтверждение международным судом ООН в отношении Косово от 22 июля 2010 года того факта, что одностороннее провозглашение независимости частью государства не нарушает какие-либо нормы международного права»… А в постановляющей части — слова о том, что если в результате референдума 16 марта народ решит войти в состав России, «Крым будет объявлен независимым и суверенным государством с республиканской формой правления». И уже это независимое государство обратится к РФ с предложением «о принятии Республики Крым на основе соответствующего межгосударственного договора в состав РФ в качестве нового субъекта».

Итак, после референдума, в исходе которого мало кто сомневается, Россия вполне сможет присоединить к себе Крым на основе международного договора с новым государством. «В рамках действующего законодательства»…

Кстати, Косово независимым государством Россия до сих пор категорически не признаёт…

Если нарисованная схема станет былью, не только рядовым крымчанам, но и крымской политической элите придется привыкать к действующим в России правилам. А они сильно отличаются от украинских.

Возможно ли будет прописать в этом договоре статус Крыма как «парламентской республики», о чём на днях мечтательно заявил спикер Верховного Совета полуострова Владимир Константинов? Если, как говорят депутаты, действовать «в рамках действующего законодательства» и Конституции РФ, не переписывая под конкретную ситуацию ни то, ни другое — едва ли. Статья 5 нашего Основного закона провозглашает равноправие субъектов РФ между собой и в отношениях с федеральным центром. А закон о порядке принятия в состав РФ новых субъектов требует, чтобы присоединяемая территория включалась в единую систему госвласти РФ — по истечении переходного периода, конечно.

В России никаких парламентских республик, то есть регионов, где полномочия заксобраний были бы шире, чем полномочия губернаторов и региональных правительств, нет. Закон «Об общих принципах организации законодательной (представительной) и исполнительных органов госвласти субъектов РФ», который определяет порядок формирования органов власти в регионах, провозглашает «верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ» даже в случаях, когда между регионом и центром заключен особый договор о разграничении полномочий.

В Крыму по Конституции автономии главу правительства избирает Верховный Совет (по согласованию с Киевом). Этот глава правительства полностью подотчетен Верховному Совету. Есть (вернее, был) ещё и полномочный представитель президента Украины в Крыму. По «российской» схеме «главным» должен стать включенный в вертикаль исполнительной власти губернатор или президент Крыма, и избирать его должны в общем и целом по принятой по всей России схеме: или населением региона, или заксобранием региона по представлению президента РФ. Другого не дано. Пока не дано.

Полномочия нынешнего состава ВС Крыма истекут в 2015 году. Будет ли их продлевать международный договор о присоединении к России, если до этого дело дойдёт? К тому же все представленные сейчас в ВС Крыма партии (а их 6) должны будут, по логике, прекратить свое существование: у нас запрещено создавать региональные партии, а представить себе, чтобы «Народный Рух Украины» или «Партия регионов» смогли зарегистрировать свои отделения в половине субъектов РФ и стать общероссийскими, очень трудно. К самовыдвиженцам же, как известно, наше избирательное право не благоволит…

Сейчас в Крыму запрещено участвовать в выборах только гражданам с неснятой или непогашенной судимостью — а в России есть «криминальный фильтр». Все ли крымские политики смогут пройти через него? В России нельзя участвовать в выборах тем, у кого есть гражданство иностранного государства, а в Крыму такого запрета нет. И ещё в России нельзя баллотироваться в губернаторы или депутаты тем, у кого есть счета за рубежом, а теперь и Украина для крымчан стала «заграницей»…

Это лишь некоторые из проблем, которые придется решить при заключении международного договора о присоединении Крыма к России — если, конечно, оно состоится.

За принятие Декларации о независимости проголосовали 78 депутатов Верховного совета Крыма. Как пояснил «МК» депутат Владимир Клычников, «Декларация о независимости — это необходимый юридический и правовой шаг для подготовки референдума. Во время развала СССР Украина также приняла Декларацию о независимости 24 августа 1991 года, а референдум провели 1 декабря 91-го».

Источник: http://www.mk.ru/politics/article/2014/03/11/996605-kryimskoe-pravo-kakie-yuridicheskie-hodyi-rossiya-predprimet-radi-poluostrova.html
Дата публикации на источнике: 11.03.2014
Автор: Марина Озерова