Захват или освобождение?

Утром 27 февраля к зданиям Верховного Совета и Совмина Крыма близко подойти было нельзя, не пускала милиция. Ближайшей к ВС точкой, где кипел народ, был Долгоруковский шпиль. В 10 часов это была темная мужская масса, в 11 – оживленные люди с яркими российскими флагами.

Ищем знакомые лица. Находим: юрист-правозащитник Жан Запрута.

— Вы давно здесь — поняли, зачем собрались люди? — спрашиваем его.
— Я здесь четвертый день, сегодня это отголоски вчерашнего митинга…

— А не российского флага над зданием парламента Крыма, что появился сегодня?
— Люди вчера договаривались собираться, пришли и увидели, что здесь российский флаг! Ведь сюда вошли — не хочу называть это захватом — в 6 часов утра. Это не связанные события. Я провожу разъяснительную работу: Янукович же объявил чрезвычайное положение и хочет вернуть законную власть…
— Крымский премьер Анатолий Могилев говорит, что не знает, кто эти захватчики…
— Лукавит! Все он знает!
— А вы тоже знаете?
— По моей информации, это российский спецназ! По-другому — никак! На сегодняшнее утро готовилось постановление Верховной Рады о роспуске парламента Крыма и введении чрезвычайного положения. Мы прекрасно понимаем, что так очищают площадку для вхождения некрымских и неконституционных властей. Сильные всегда обижают слабых, двое сильных всегда договариваются. Кто-то открыл уголовное производство после вчерашних событий в здании ВС или рядом с ним? Нет. Нет должной реакции ни на одну провокацию. Это доказывает, что в Крыму и Украине царит безвластие.
— Это хорошо, что вчера не уволили Могилева?
— Пока что как раз Могилев здесь основной тормоз развития процесса — ради своих торгов, амбиций… Может, у него какая-то игра?

Потом к журналистам на минуточку приехал Анатолий Могилев, который никак ситуацию не прояснил. Переговорил — но неизвестно с кем, оставил им свои телефоны.

А мы здесь же, возле шпиля, поговорили с руководителем «Таврического союза» Анатолем Филатовым. Он тоже начал с того, что в Севастополе объявился Виктор Янукович, это было главной новостью утра четверга.

— Могилев вертится, как уж на сковородке! — так оценил наш собеседник местные события. — Не знает куда, в какую сторону ему двигаться и за кого голосовать. Я, конечно, не располагаю полной информацией о тех, кто захватил админздания, но, думаю, это как раз те люди, кто выступает против нацистского путча в Киеве. Это сторонники законной власти — как бы мы ни относились к Януковичу, но он легитимно избранный президент, которого свергли нацисты. Захват этих зданий — ответ на провокацию Могилева и — подчеркиваю! — провокацию, совершенную вчера главой меджлиса Рефатом Чубаровым. Чубаров привел людей на уже действующий митинг! Это была агрессия с их стороны, сам приход был агрессией, он спровоцировал бойню.
— Я вчера была внутри здания парламента, когда туда ворвались татары…
— Кроме того, что они ворвались в здание, они использовали отравляющий газ, они пришли с битами… Меджлисовцы, которых он привел, — это охранники, работники охранных предприятий: то ли это местные боевики, то ли, действительно, приехали из Киева — в масках, с бандеровским флагом, воспринимаемым в Крыму как нацистский. Демонстранты, требовавшие проведения референдума в Крыму, были безоружными. Чубаров умышленно спровоцировал конфликт, на нем лежит ответственность за смерть людей — возможно, смерть мужчины, умершего от сердечного приступа — следствие применение газа. Вспомните, в митинге 25 февраля участвовали в том числе крымские татары, это был мирный митинг. А вчера — явная провокация.

— Вините только Чубарова?

— Какая-то доля ответственности лежит и на «Русском единстве». Они заявили о проведении митинга 26 февраля, но не побеспокоились о безопасности его участников. Они не должны были допускать меджлисовцев во двор ВС Крыма.
— «Таврический союз» в связи с текущими событиями планирует какие-то акции?
— Нет, не планируем. Но к нам обратились граждане с просьбой высказать позицию «Таврического союза», мы поддержали эти выступления. Сегодня я здесь как гражданин: мы не оцениваем себя так высоко, чтобы выступать в качестве организующей силы.
— Здесь происходит народное волеизъявление, ведь 80% населения Крыма желают присоединения к Российской Федерации, — уверен атаман Нижнегорской общины «Соболь» имени Фёдора варяга и сына Иоанна Сергей Бербенец. — Наша цель — не допустить кровопролития, стычек между этническими группами.

Все, с кем мы говорили, хотят стабильности в Крыму, требуют проведения референдума, возврата к конституции Крыма 1992 года. Согласитесь, это «несколько» отличается от того, в чем вчера на всю страну уверял Рефат Чубаров.

Источник: http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=11595
Дата публикации на источнике: 27.02.2014
Автор: Ольга Фомина